Вторушина Галина Александровна, учитель трудового обучения по профилю "Штукатурно-малярное дело", ГКОУ СО "НСКОШИ № 15", Нижний Тагил
Обучение штукатурно-малярному делу ведется с 5-х классов. На профиле обучаются как девочки, так и мальчики.
Наиболее успешно и интересно приходят занятия в группах, где одни девочки или большинство девочек.
После сообщения учебной темы, ознакомление с теоретической частью и настроя на практическое выполнение занятий, девочки подходят более ответственно: работа строго по плану урока, не нарушая т/б при выполнении операций.
С мальчиками приходиться сложнее: теоретическую часть урока не считают важной, при выполнении практической части часто выполняют работу, не придерживаясь плана урока. Нарушается т/б, постоянные проблемы с дисциплиной. На что уходит много времени.
До 7 класса идет отработка приемов по определенным операциям одинаково для всех учащихся.
Начина с 7 класса в последующем процессе своей работы всех учащихся делю на 3 педагогических группы по уровню знаний, умений и навыков, учитывая при этом психофизические недостатки детей со сниженным интеллектом.
Практическую работу начинаем выполнять с несложных объектов с участием учителя, с постепенным углублением задания.
После выполнения определенного объема заданий в групповой беседе разбираем допущенные ошибки: найди брак в работе, его причину и способ устранения.
Свои ошибки учащиеся не всегда замечают, но хорошо их видят у товарищей, правильно называя причину ошибки и способ устранения.
В целях экономии строительных материалов отработка приемов ведется непосредственно на объекте работы, что также очень важно для ребят. Это побуждает их более ответственно относиться к практическим занятиям после настроя учителя и разъяснения учащимся важности и значимости этого объекта.
Все выше перечисленные методы ведут к более эффективному обучению штукатурно-малярного дела.
Начиная выполнять комплексные работы с 7 класса группу, разбиваю на звенья по 3-м педагогическим группам:
- 1 педагогическая группа - выполняет работы, требующие интеллектуальных способностей;
- 2 педагогическая группа - выполняет не сложные операции;
- 3 педагогическая группа – в основном выполняет вспомогательные работы, не требующие умственных и физических усилий.
В 8-9 классах, знакомя учащихся с основным объектом работы, они уже самостоятельно могут определить, чье звено будет выполнять тот или иной вид работы по сложности назначения.
В 9 классе почти каждый учащийся может оценить свои способности при практическом повторении.
Заканчивая задания урока, подводим обязательно итог: каждый учащийся отвечает на вопросы: какую операцию он выполнял? Какой использовал материал? Каким инструментом пользовался? Интересуюсь: какие трудности испытывал при выполнении задания, к кому обращался за помощью, какая часть работы выполнена самостоятельно, как соблюдались правила т/б, экономное расходование материала. Поставь сам себе оценку.
Формы, методы и приемы особо не изменились при обучении. В последние 2 года используем при выполнении практических заданий много новых материалов, таких как «Кнауф» - сухие шпаклевки, которые очень удобны в работе (они долго хранятся, не теряя своих качеств), их можно самостоятельно приготовить до нужной густоты. Очень удобен при обучении ремсостав «Крепс». Он эластичен, подвижен и удобен при обучении штукатурных работ. Много и других современных материалов, такие, как самоклеящиеся пленки. Большой выбор как водных, так и не водных красок, обойные клеи быстрого приготовления и др.
При работе с новыми материалами изучаем состав смесей, технологию приготовления и способ применения. А приемы и способы нанесения на поверхности остались прежними.
Новые материалы более удобны в работе: их можно приготовить непосредственно на рабочем месте, с различными сроками твердения, что очень важно при практическом обучении.
При выполнении комплексных работ с применением новых материалов сроки выполнения сокращаются, качество работ становиться выше.
В работе с учениками замечаю малейшие их успехи: не умел – научимся, не знал – запомнил, не хотел – заинтересовался. Даже за малейшее достижение поощряю более высокой оценкой. Если же ученик старался, прикладывал усилия, а продвижений нет, то плохих оценок не ставлю, а наоборот подбадриваю, уверяя его в том, что на следующий раз обязательно получиться. Похвала сопровождает ученика в течение всего урока за малейшее достижение.
Особо удаются комплексные работы, о чем свидетельствует объем выполненных работ по ремонту школы-интерната.
После завершения объекта вместе с учащимися принимаем свой сдаточный объект; вспоминаем: с чего начинали, что давалось легко и просто, а что наоборот очень трудно, кому приходилось очень часто обращаться за помощью учителя.
Кто как показал себя при работе. Это самые счастливые минуты: тут и смех, и шутки, есть и осадок от небольших неудач. Но это все уже позади, работа выполнена и в основном на хорошо. А впереди новые работы, новые трудности, а значит и новые испытания.