Использование современных форм, методов и приемов трудового обучения в совершенствовании успешности и социализации учащихся

Вторушина Галина Александровна, учитель трудового обучения по профилю "Штукатурно-малярное дело", ГКОУ СО "НСКОШИ № 15", Нижний Тагил

Обучение штукатурно-малярному делу ведется с 5-х классов. На профиле обучаются как девочки, так и мальчики.

Наиболее успешно и интересно приходят занятия в группах, где одни девочки или большинство девочек.

После сообщения учебной темы, ознакомление с теоретической частью и настроя на практическое выполнение занятий, девочки подходят более ответственно: работа строго по плану урока, не нарушая т/б при выполнении операций.

С мальчиками приходиться сложнее: теоретическую часть урока не считают важной, при выполнении практической части часто выполняют работу, не придерживаясь плана урока. Нарушается т/б, постоянные проблемы с дисциплиной. На что уходит много времени.

До 7 класса идет отработка приемов по определенным операциям одинаково для всех учащихся.

Начина с 7 класса в последующем процессе своей работы всех учащихся делю на 3 педагогических группы по уровню знаний, умений и навыков, учитывая при этом психофизические недостатки детей со сниженным интеллектом.

Практическую работу начинаем выполнять с несложных объектов с участием учителя, с постепенным углублением задания.

После выполнения определенного объема заданий в групповой беседе разбираем допущенные ошибки: найди брак в работе, его причину и способ устранения.

Свои ошибки учащиеся не всегда замечают, но хорошо их видят у товарищей, правильно называя причину ошибки и способ устранения.

В целях экономии строительных материалов отработка приемов ведется непосредственно на объекте работы, что также очень важно для ребят. Это побуждает их более ответственно относиться к практическим занятиям после настроя учителя и разъяснения учащимся важности и значимости этого объекта.

Все выше перечисленные методы ведут к более эффективному обучению штукатурно-малярного дела.

Начиная выполнять комплексные работы с 7 класса группу, разбиваю на звенья по 3-м педагогическим группам:

  • 1 педагогическая группа - выполняет работы, требующие интеллектуальных способностей;
  • 2 педагогическая группа - выполняет не сложные операции;
  • 3 педагогическая группа – в основном выполняет вспомогательные работы, не требующие умственных и физических усилий.

В 8-9 классах, знакомя учащихся с основным объектом работы, они уже самостоятельно могут определить, чье звено будет выполнять тот или иной вид работы по сложности назначения.

В 9 классе почти каждый учащийся может оценить свои способности при практическом повторении.

Заканчивая задания урока, подводим обязательно итог: каждый учащийся отвечает на вопросы: какую операцию он выполнял? Какой использовал материал? Каким инструментом пользовался? Интересуюсь: какие трудности испытывал при выполнении задания, к кому обращался за помощью, какая часть работы выполнена самостоятельно, как соблюдались правила т/б, экономное расходование материала. Поставь сам себе оценку.

Формы, методы и приемы особо не изменились при обучении. В последние 2 года используем при выполнении практических заданий много новых материалов, таких как «Кнауф» - сухие шпаклевки, которые очень удобны в работе (они долго хранятся, не теряя своих качеств), их можно самостоятельно приготовить до нужной густоты. Очень удобен при обучении ремсостав «Крепс». Он эластичен, подвижен и удобен при обучении штукатурных работ. Много и других современных материалов, такие, как самоклеящиеся пленки. Большой выбор как водных, так и не водных красок, обойные клеи быстрого приготовления и др.

При работе с новыми материалами изучаем состав смесей, технологию приготовления и способ применения. А приемы и способы нанесения на поверхности остались прежними.

Новые материалы более удобны в работе: их можно приготовить непосредственно на рабочем месте, с различными сроками твердения, что очень важно при практическом обучении.

При выполнении комплексных работ с применением новых материалов сроки выполнения сокращаются, качество работ становиться выше.

В работе с учениками замечаю малейшие их успехи: не умел – научимся, не знал – запомнил, не хотел – заинтересовался. Даже за малейшее достижение поощряю более высокой оценкой. Если же ученик старался, прикладывал усилия, а продвижений нет, то плохих оценок не ставлю, а наоборот подбадриваю, уверяя его в том, что на следующий раз обязательно получиться. Похвала сопровождает ученика в течение всего урока за малейшее достижение.

Особо удаются комплексные работы, о чем свидетельствует объем выполненных работ по ремонту школы-интерната.

После завершения объекта вместе с учащимися принимаем свой сдаточный объект; вспоминаем: с чего начинали, что давалось легко и просто, а что наоборот очень трудно, кому приходилось очень часто обращаться за помощью учителя.

Кто как показал себя при работе. Это самые счастливые минуты: тут и смех, и шутки, есть и осадок от небольших неудач. Но это все уже позади, работа выполнена и в основном на хорошо. А впереди новые работы, новые трудности, а значит и новые испытания.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин