Клюкина Евгения Борисовна, учитель географии, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Тема урока "Моря, омывающие берега России", является вторым уроком из четырех в разделе "Россия на карте мира" в 8 классе.
Умение определять особенности морей, омывающих Россию, является требованием Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Урок составлен и разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательной целью урока является изучение особенности природы морей России. Коррекционно-развивающие цели: Коррекция, связной устной речи посредством составления рассказа с помощью плана, развитие процессов анализа и синтеза посредством сравнения морей, произвольного внимания посредством выполнения инструкций учителя.
Методы обучения: Словесный метод (беседа), наглядный и предметно - практический метод.
Изучение материала урока позволяет обучающимся узнать особенности морей (к какому океану относятся моря, солёность, климат, ресурсы и экологию изучаемых морей), омывающих берега России, так как каждое море представляет собой природный комплекс, где, как и на суше, все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Урок является комбинированным. В нем представлено объяснение нового материала, закрепление и обобщение в форме теста. На данном уроке используется групповая работа. На уроке обучающиеся учитывают разное мнение, формулируют собственное мнение и позицию, договариваются, а также приходят к общему решению в совместной деятельности. Учебная деятельность на уроке организована так, что позволяет обучающимся самостоятельно получать новые знания посредством электронной презентации. Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, сравнивать, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Прогнозируемый результат урока: Знать особенности морей и океанов, омывающих территорию России. Выделять экологические проблемы. Уметь составлять сравнительную характеристику морей.
Условия необходимые для обеспечения прогнозируемых результатов: мультимедийная система для демонстрации презентации, учебники, физическая карта России, атласы.
Конструкт урока
- Тема урока: "Моря, омывающие берега России".
- Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих Россию.
-
Задачи:
Целеполагания учителя:Целеполагания учащихся: называть особенности морей, омывающих Россию; природные ресурсы морей России; Экологические проблемы. Показывать моря Российской Федерации на карте. Сравнивать омывающие моря, России.- Учебно – образовательные: выявить особенности морей, омывающих Россию; Рассмотреть природные ресурсы морей и экологические проблемы морей. Обеспечить в ходе урока повторения следующих понятий: шельф, окраинные моря, внутренние моря. учить давать характеристику географическим объектам с помощью карт атласа.
- Учебно – развивающие: способствовать формированию связанной устной речи посредством составления рассказа с помощью плана, развитие процессов анализа и синтеза посредством сравнения морей, произвольного внимания посредством выполнения инструкций учителя.
-
Учебно – воспитательные: способствовать экологическому воспитанию (бережное отношение к морям России).
- Тип урока: комбинированный
- Оборудование: учебник, атласы, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point "Моря, омывающие берега России". Физическая карта России, тестовые задания.
Технологическая карта урока
Предмет Тема Класс |
Методы |
Тип урока Вид урока |
Планируемые результаты |
Виды учебной деятельности |
Средства |
||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||||
Предмет
География
тема урока
«Моря, омываю-щие берега России».
8 класс
|
Объясни-тельно-иллюстра-тивный
Репродуктив-ный
Частично поисковый |
Тип урока – комбини-рованный
Вид урока – урок - беседа |
Развить у учащихся память, мышление и внимание; Уметь контролировать результат своей деятельности. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
|
Познавательные:Развить умений самостоятельной работы с информацией любой сложности; уметь решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить, анализ, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, умение структу-рировать текст. Коммуникативные: сотрудничество в группе, построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. Регулятивные. Делать обобщение под руководством учителя. Исправлять ошибки при взаимоконтроле. Оценивать свои достижения.Уметь ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. |
Уметь правильно показывать и называть моря России, составлять сравнитель-ную характеристику морей. Работать с картами атласа, учебником и другими источника-ми инфор-мации. |
Работа с таблицей.
Работа с учебником.
Работа в группах.
Работа с Физической картой России, атласом.
Мульти-медийная система для демонстрации презентации.
|
УчебникИ.И. Баринова «География России. Физическая карта России, атласы. проектор, экран, презентация Microsoft Power Point «Моря, омывающие берега России». |
Ход урока
№ |
Этап урока. |
Время (мин.) |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
1. |
Организационный момент. |
1 |
Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
2. |
Закрепление знаний. |
5 |
Проверка домашнего задания в форме теста (см. Приложение). |
Решение теста. |
3. |
Актуализация знаний и постановка темы. |
3 |
Включает запись с звучанием шума моря. Как вы думаете, что мы будем изучать? Формулировка темы. (Слайд №1) Определение цели.(Слайд № 2) |
Совместное определение темы и цели (изучение особенностей морей, омывающие Россию). |
4. |
Изучение нового материала. |
18 |
- Ребята, как вы думаете, можно ли Россию назвать морской страной и почему? |
Говорят свои предположения. (Да. Потому, что нашу страну омывает большое количество морей.) |
- Сколько морей омывают нашу страну? |
-13. |
|||
- Территория России омывается водами тринадцати морей, одно из них относится к внутреннему бессточному бассейну. Данные моря принадлежат к бассейнам Северного Ледовитого океана, Тихого иАтлантического океана (слайд № 3) Далее ребята с помощью атласа заполняют таблицу. (Слайд № 4) |
Заполняют таблицу.
|
|||
-Ребята давайте вспомним, какие виды морей вы знаете. ( Слайд № 5) |
Окраинные и внутренние. |
|||
- Как вы понимаете окраинные и внутренние моря? Далее ребята делятся на три группы по рядам. |
|
|||
-Сейчас вы с помощью учебника должны охарактеризовать моря. Iряд пишет характеристику морям Северного Ледовитого океана, IIряд моря Тихого океана и IIIряд моря Атлантического океана. На слайде написаны показатели характеристики (1. К какому виду моря относятся. 2. Соленость (высокая или низкая). 3. Климат, замерзает море или нет. Если да то насколько. 4. Особенности). Характеристики выводятся на экран. (Слайд № 7,8,9). |
Работают в группах. Проверяют совместно с учителем. |
|||
-Как вы думаете, что полезного можно получить от моря? |
Говорят свои предположения (биологические ресурсы, минеральные ресурсы, курорты и здравницы). |
|||
|
|
|
Учитель дополняет ответы учащихся и вместе с ними заполняет схему. Ресурсы морей (слайд № 10) |
Заполняют схему совместно с учителем |
|
|
|
-Скажите, а как влияет человек на море в плане экологии? |
Ребята высказывают свои предположения (основные источники загрязнения) |
5. |
Самостоятельное применение новых знаний. |
6 |
Работа в группах. Сравнение морей. На слайде № 11 написан план характеристики. Учитель спрашивает одного ученика из группы. |
Работа в группах.
|
6.
|
Подведение итогов. Инструктаж домашнего задания. |
7 |
-На основании того, что мы узнали можно сделать вывод: Моря для людей – источник биологических, минеральных, энергетических ресурсов, места отдыха и оздоровления. Обязанность человечества – охранять природу морей. |
|
|
|
|
Теперь представьте себя морем, чтобы вы хотели сказать людям. |
Выражают свое мнение об охране морей. |
|
|
|
-Подумайте и скажите, что вам понравилось на уроке, а что нет. Как м можно оценить ответы ребят в вашей группе? |
Выражают свое мнение. |
|
|
|
Объясняет домашнее задание. |
Записывают домашнее задание. |
Записи, сделанные в тетради учащихся
Дата. Тема: Моря, омывающие берега России.
Моря Северного Ледовитого океана. |
Моря Тихого океана. |
Моря Атлантического океана. |
Баренцево море |
Берингово море |
Балтийское море |
Белое море |
Охотское море |
Черное море. |
Карское море |
Японское море. |
Азовское море. |
Море Лаптевых |
|
|
Восточно-Сибирское море |
||
Чукотское море. |
Далее записи в зависимости от группы.
Характеристика морей Северного Ледовитого океана
- Все окраинные кроме белого моря. Белое море внутренние.
- Соленость воды ниже, чем в океане.
- Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря.
- Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока.
Характеристика морей Тихого океана
- Все окраинные.
- Солёность почти равна океанической.
- Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают, а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море.
- Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористы. В Японском море часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы.
Характеристика морей Атлантического океана
- Все моря - внутренние.
- Соленость воды ниже, чем в океанической.
- Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах.
- Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и с глубины 200 м лишено жизни.
Сравнительная характеристика морей, в зависимости от группы.
Сравнительная характеристика Чёрного и Карского морей.
Черное море |
Карское море |
1. Бассейн Атлантического океана 2. Внутреннее море 3. 1315 м 4. Рекреационные ресурсы 5. Экологические проблемы |
1. Бассейн Северного Ледовитого океана 2. Окраинное 3. 111 м 4. Биологические ресурсы 5. Экологические проблемы |
Сравнительная характеристика Азовского и Охотского морей
Азовское море |
Охотское море |
|
|
Сравнительная характеристика Белого и Балтийского морей
Белое море |
Балтийское море. |
|
|
Приложение
Тест (Вариант 1).
-
Площадь территории России приблизительно составляет
- 17 тыс. км2
- 50 тыс. км2
- 19 тыс. км2
- 200 тыс. км2
-
Крайней северной материковой точкой России является
- м. Дежнева
- м. Флигели
- м. Челюскин
- м. Канин Нос
-
Какое количество Государств граничит с Россией на суше?
- 14
- 10
- 7
- 2
-
Какое из государств имеет самую протяженную границу с Россией?
- Украина
- Монголия
- Китай
- Казахстан
-
Сколько океанов омывает территорию России.
- 1
- 2
- 3
- 4
Тест (Вариант 2).
-
Крайняя южная точка России расположена
- На Чукотском полуострове
- В Калининградской области
- В Республике Дагестан
- На полуострове Таймыр
-
Морскими соседями России являются
- США и Монголия
- США и Япония
- Китай и КНДР
- Грузия и Япония
-
Протяженность границ России с запада на восток
- 50 000 км
- 20 000 км
- 10 000 км
- 100 000 км
-
Наиболее протяженные морские границы России проходят вдоль побережья морей
- Тихого океана
- Атлантического океана
- Северного Ледовитого океана
- Индийского океана
-
Сколько морей омывает территорию России?
- 24
- 54
- 13
- 12