Конструкт урока "Моря, омывающие берега России"

Клюкина Евгения Борисовна, учитель географии, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Тема урока "Моря, омывающие берега России", является вторым уроком из четырех в разделе "Россия на карте мира" в 8 классе.

Умение определять особенности морей, омывающих Россию, является требованием Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Урок составлен и разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательной целью урока является изучение особенности природы морей России. Коррекционно-развивающие цели: Коррекция, связной устной речи посредством составления рассказа с помощью плана, развитие процессов анализа и синтеза посредством сравнения морей, произвольного внимания посредством выполнения инструкций учителя.

Методы обучения: Словесный метод (беседа), наглядный и предметно - практический метод.

Изучение материала урока позволяет обучающимся узнать особенности морей (к какому океану относятся моря, солёность, климат, ресурсы и экологию изучаемых морей), омывающих берега России, так как каждое море представляет собой природный комплекс, где, как и на суше, все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Урок является комбинированным. В нем представлено объяснение нового материала, закрепление и обобщение в форме теста. На данном уроке используется групповая работа. На уроке обучающиеся учитывают разное мнение, формулируют собственное мнение и позицию, договариваются, а также приходят к общему решению в совместной деятельности. Учебная деятельность на уроке организована так, что позволяет обучающимся самостоятельно получать новые знания посредством электронной презентации. Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, сравнивать, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Прогнозируемый результат урока: Знать особенности морей и океанов, омывающих территорию России. Выделять экологические проблемы. Уметь составлять сравнительную характеристику морей.

Условия необходимые для обеспечения прогнозируемых результатов: мультимедийная система для демонстрации презентации, учебники, физическая карта России, атласы.



Конструкт урока

  1. Тема урока: "Моря, омывающие берега России".
  2. Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих Россию.
  3. Задачи:

    Целеполагания учителя:Целеполагания учащихся: называть особенности морей, омывающих Россию; природные ресурсы морей России; Экологические проблемы. Показывать моря Российской Федерации на карте. Сравнивать омывающие моря, России.
    1. Учебно – образовательные: выявить особенности морей, омывающих Россию; Рассмотреть природные ресурсы морей и экологические проблемы морей. Обеспечить в ходе урока повторения следующих понятий: шельф, окраинные моря, внутренние моря. учить давать характеристику географическим объектам с помощью карт атласа.
    2. Учебно – развивающие: способствовать формированию связанной устной речи посредством составления рассказа с помощью плана, развитие процессов анализа и синтеза посредством сравнения морей, произвольного внимания посредством выполнения инструкций учителя.
    3. Учебно – воспитательные: способствовать экологическому воспитанию (бережное отношение к морям России).
       
  4. Тип урока: комбинированный
  5. Оборудование: учебник, атласы, проектор, экран, презентация Microsoft Power Point "Моря, омывающие берега России". Физическая карта России, тестовые задания.

Технологическая карта урока

 

Предмет

Тема

Класс

Методы

Тип урока

Вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Средства

личностные

метапредметные

предметные

Предмет

 

География

 

тема урока

 

«Моря, омываю-щие берега России».

 

8 класс

 

 

Объясни-тельно-иллюстра-тивный

 

Репродуктив-ный

 

Частично поисковый

Тип урока – комбини-рованный

 

Вид урока – урок - беседа

Развить у учащихся память, мышление и внимание; Уметь контролировать результат своей деятельности. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

 

Познавательные:Развить умений самостоятельной работы с информацией любой сложности;  уметь решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, логически мыслить, анализ, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, умение структу-рировать текст. Коммуникативные: сотрудничество в группе, построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.

Регулятивные.

Делать обобщение под руководством учителя.

Исправлять ошибки при  взаимоконтроле. Оценивать свои достижения.Уметь ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Уметь правильно показывать и называть моря России, составлять сравнитель-ную характеристику морей.  Работать с картами атласа, учебником и другими источника-ми инфор-мации.

Работа с таблицей.

 

Работа с учебником.

 

Работа в группах.

 

Работа с Физической картой России, атласом.

 

Мульти-медийная система для демонстрации презентации.

 

УчебникИ.И. Баринова «География России.

Физическая карта России, атласы.

проектор, экран, презентация Microsoft Power Point  «Моря, омывающие берега России».

Ход урока

 

Этап урока.

Время (мин.)

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.

Организационный момент.

1

Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность  к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2.

Закрепление знаний.

5

Проверка домашнего задания в форме теста (см. Приложение).

Решение теста.

3.

Актуализация знаний и постановка темы.

3

Включает  запись с звучанием шума моря.

Как вы думаете, что мы будем изучать?

Формулировка темы. (Слайд №1) Определение цели.(Слайд № 2)

Совместное определение темы и цели (изучение особенностей морей, омывающие Россию).

4.

Изучение нового материала.

18

- Ребята, как вы думаете, можно ли Россию назвать морской страной и почему?

Говорят свои предположения. (Да. Потому, что нашу страну омывает большое количество морей.) 

- Сколько морей омывают нашу страну?

-13.

- Территория России омывается водами тринадцати морей, одно из них относится к внутреннему бессточному бассейну.  Данные моря принадлежат к бассейнам Северного Ледовитого океана, Тихого иАтлантического океана (слайд № 3)  Далее ребята с помощью атласа заполняют таблицу. (Слайд № 4)

Заполняют таблицу.

 

-Ребята давайте вспомним, какие  виды морей вы знаете. ( Слайд № 5)

Окраинные и внутренние. 

- Как вы понимаете окраинные и внутренние моря?

Далее ребята делятся на три группы по рядам. 

 

-Сейчас вы с помощью учебника должны охарактеризовать моря. Iряд пишет характеристику морям Северного Ледовитого океана, IIряд моря Тихого океана и IIIряд моря Атлантического океана.  На слайде написаны показатели характеристики (1. К какому виду моря относятся. 2. Соленость (высокая или низкая). 3. Климат, замерзает море или нет. Если да то насколько. 4. Особенности).  Характеристики выводятся на экран. (Слайд № 7,8,9).

Работают в группах. Проверяют совместно с учителем.

-Как вы думаете, что полезного можно получить от моря?   

Говорят свои предположения (биологические ресурсы, минеральные ресурсы, курорты и здравницы).

 

 

 

Учитель дополняет ответы учащихся и вместе с ними заполняет схему.

Ресурсы морей  (слайд № 10)

Заполняют схему совместно с учителем

 

 

 

-Скажите, а как влияет человек на море в плане экологии?

Ребята высказывают свои предположения (основные источники загрязнения) 

5.

Самостоятельное применение новых знаний.

6

Работа в группах. Сравнение морей. На слайде № 11 написан план характеристики.

Учитель спрашивает одного ученика из группы. 

Работа в группах.

 

6.

 

Подведение итогов.

Инструктаж домашнего задания.

7

-На основании того, что мы узнали можно сделать вывод:  Моря для людей – источник биологических, минеральных, энергетических ресурсов, места отдыха и  оздоровления. Обязанность человечества – охранять природу морей.

 

 

 

 

Теперь представьте себя морем, чтобы вы хотели сказать людям.

Выражают свое мнение об охране морей.

 

 

 

-Подумайте и скажите, что вам понравилось на уроке, а что нет.

Как м можно оценить ответы ребят в вашей группе?

Выражают свое мнение.

 

 

 

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

 

Записи, сделанные в тетради учащихся
Дата. Тема: Моря, омывающие берега России.

 

Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого океана.

Моря Атлантического океана.

Баренцево море

Берингово море

Балтийское море

Белое море

Охотское море

Черное море.

Карское море

Японское море.

Азовское море.

Море Лаптевых

 

 

Восточно-Сибирское море

Чукотское море.

 

Далее записи в зависимости от группы.

Характеристика морей Северного Ледовитого океана

  1. Все окраинные кроме белого моря. Белое море внутренние.
  2.  Соленость воды ниже, чем в океане.
  3. Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря.
  4. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока.

Характеристика морей Тихого океана

  1. Все окраинные.
  2. Солёность почти равна океанической.
  3. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают, а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море.
  4. Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористы. В Японском море часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы.

Характеристика морей Атлантического океана

  1. Все моря - внутренние.
  2. Соленость воды ниже, чем в океанической.
  3. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах.
  4.  Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и с глубины 200 м лишено жизни.

Сравнительная характеристика морей, в зависимости от группы.

Сравнительная характеристика Чёрного и Карского морей.


Черное море

Карское море

1. Бассейн Атлантического океана

2. Внутреннее море

3. 1315 м

4. Рекреационные ресурсы

5. Экологические проблемы

1. Бассейн Северного Ледовитого океана

2. Окраинное

3. 111 м

4. Биологические ресурсы

5. Экологические проблемы

Сравнительная характеристика Азовского и Охотского морей

 

Азовское море

Охотское море

  1. Бассейн Атлантического океана.
  2. Внутренние
  3. 15 м
  4. Рекреационные ресурсы
  5.  Экологические проблемы
  1. Бассейн Тихого океана.
  2. Окраинное
  3. 3521м
  4. Биологические ресурсы
  5. Экологические проблемы

Сравнительная характеристика Белого и Балтийского морей

 

Белое море

Балтийское море.

  1. Бассейн Атлантического океана.
  2. Внутренние
  3. 351 м
  4. Биологические ресурсы
  5. Экологические проблемы
  1. Бассейн Северного Ледовитого океана
  2. Внутренние
  3. 470 м
  4. Биологические ресурсы
  5. Экологические проблемы

 

Приложение

Тест (Вариант 1).

  1. Площадь территории России приблизительно составляет
    1. 17 тыс. км2
    2. 50 тыс. км2
    3. 19 тыс. км2
    4. 200 тыс. км2
  2. Крайней северной материковой точкой России является
    1. м. Дежнева
    2. м. Флигели
    3. м. Челюскин
    4. м. Канин Нос
  3. Какое количество Государств граничит с Россией на суше?
    1. 14
    2. 10
    3.  7
    4. 2
  4. Какое из государств имеет самую протяженную границу с Россией?
    1. Украина
    2. Монголия
    3. Китай
    4. Казахстан
  5. Сколько океанов омывает территорию России.
    1. 1
    2. 2
    3. 3
    4. 4


Тест (Вариант 2).

  1. Крайняя южная точка России расположена
    1. На Чукотском полуострове
    2. В Калининградской области
    3. В Республике Дагестан
    4. На полуострове Таймыр
  2. Морскими соседями России являются
    1. США и Монголия
    2. США и Япония
    3. Китай и КНДР
    4. Грузия и Япония
  3. Протяженность границ России с запада на восток
    1. 50 000 км
    2. 20 000 км
    3. 10 000 км
    4. 100 000 км
  4. Наиболее протяженные морские границы России проходят вдоль побережья морей
    1. Тихого океана
    2. Атлантического океана
    3. Северного Ледовитого океана
    4. Индийского океана
  5. Сколько морей омывает территорию России?
    1. 24
    2. 54
    3. 13
    4. 12
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Презентация к уроку.ppt)Презентация к уроку.ppt3188 Кб

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск