Совершенствование межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС

Додонова Анастасия Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30", Каменск-Уральский

Ребенок – это личность, которая вступает в систему межличностных взаимоотношений. От построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений.

Основной функцией государственного образовательного стандарта является обеспечение права на полноценное образование, гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для «получения качественного образования» каждым гражданином. То есть получение уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования. Следовательно, руководствуясь основной функцией ФГОС, необходимо обеспечить полноценное развитие личности ребенка. Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения иг¬рают центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.).


Опыт первых межличностных отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. К сожалению, в случае задержанного темпа развития это происходит качественно по-другому в силу влияния специфики дефекта, а также особенностей условий развития, в которых оказываются дети с задержкой психического развития.


Анализ психолого-педагогических исследований Т.В. Грибановой, К.С. Лебединской и других показал, что дети с задержанным темпом развития в школе оказываются более зависимыми от микросоциальных условий, в которых происходит их развитие и, следовательно, требуют большего внимания и заботы, нежели дети с нормальным темпом развития. Именно поэтому проблема коррекции межличностных отношений является фактором оптимального развития личности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.


Следовательно, одной из основных задач психологов и педагогов в работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации компенсирующих возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка для развития благоприятных межличностных отношений.


Психологи обладают определенной совокупностью достаточно валидных и надежных методик психодиагностики личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Это дает возможность психологам проводить необходимые мероприятия для диагностики, а затем и совершенствования межличностных отношений с детьми с задержкой психического развития.


Одной из наиболее популярных методик изучения особенностей межличностных отношений является социометрическая методика Джекоба Леви Морено. Социометрическая методика даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы.


В качестве дополнительной методики может служить рисуночный тест "Несуществующее животное" - это популярная проективная методика исследования личности, предложена М.3. Друкаревич, широко используемая отечественными психологами в качестве ориентирующей методики, то есть такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности, о проявлении качеств личности и об отношении к окружающим.


При анализе литературы, посвященной этой проблеме, выяснилось, что, по мнению многих исследователей, один из подходов коррекции основан на принципе комплексного воздействия на развитие межличностных отношений. Это обусловлено тем, что в формировании межличностных отношений задействованы различные процессы, такие как: эмоциональная сфера, личностная сфера, коммуникативные процессы, процессы самооценки и самоконтроля.


В качестве коррекционно-развивающих мероприятий можно применять упражнения и игры, элементы психотерапии, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, адекватной самооценки, регуляции поведения, снижения уровня тревожности, агрессии, преодоление страхов. Все эти мероприятия рассчитаны на совместную деятельность, которая учит детей сотрудничать, коллективно находить пути решения поставленных задач, дружить и понимать друг друга.


Таким образом, в условиях реализации ФГОС для эффективного воздействия на процесс совершенствования межличностных отношений младших школьников, а значит и для полноценного развития личности целесообразно осуществлять грамотно спланированную коррекционно-развивающую помощь детям с задержкой психического развития.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005
  • 00006

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин