Формирование универсальных учебных действий обучающихся в объединении дополнительного образования

Головлева Маргарита Викторовна, педагог дополнительного образования, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Я как педагог дополнительно образования коррекционной школы ставлю перед собой задачу – развивать творческие способности, а также личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе обучения опираюсь на универсальные учебные действия.

Личностное развитие

Во время занятий ученики получают знания об истории своего народа, родного края, его обычаях и традициях. На основе этих знаний воспитываются патриотические чувства. Мы изучаем народное творчество других стран: шьем немецких кукол Тильда, изготавливаем открытки в корейской технике квиллинг, рисуем иглами, следуя за традициями чеченских художников. Таким образом, у обучающихся появляется уважение к истории и культуре каждого народа, восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Чтобы сформировать почтительное отношение к традициям, к каждому празднику мы изготавливаем поделки: пасхальные сувениры, новогодние открытки, рождественские подарки. Когда мы готовимся и участвуем в школьных, городских и областных выставках, у детей развивается эстетическая восприимчивость. Результат занятий имеет непосредственную связь с жизнью: изделия, изготовленные на кружке, дарятся родным и близким, работами оформляется интерьер квартир. В процессе занятий выявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Очень важно, что учащиеся задумываются о том, какое значение имеет для них занятие декоративно-прикладным творчеством, ведь в будущем они смогут выбрать для себя профессию, связанную с ручным трудом, обустроить свой дом, наполнить его уютом – так происходит нравственно-эстетическая оценка содержания учебного предмета на основе социальных и личностных ценностей.

Коммуникативное развитие

На занятиях мы практикуем работу в группах – это позволяет научиться строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Дети учатся вежливому общению, уважению, стараются слышать и слушать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Занятия в парах дают возможность сильному ученику подтянуть слабого, научиться взаимовыручке и желанию помогать, учитывать позицию напарника, но и отстаивать свою точку зрения. Я со своей стороны демонстрирую детям полное доверие, являюсь для них источником разнообразного опыта и поддерживаю индивидуальные качества каждого. Любой ребенок может обратиться ко мне за помощью и советом, а также научиться взаимодействию со старшими.

Познавательное развитие

К каждой работе учащийся подходит, как к проекту. В процессе подготовки к проекту предлагаю детям самостоятельно находить и использовать информацию по заданной теме, определиться с целевым и цветовым решением. Дети выбирают эскиз для изделия, ищут эффективные решения задач, в зависимости от заданных условий, творчески подходят к оформлению выбранной работы. При этом контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности. В конце каждой четверти мы проводим мини-выставку в объединении, подводим итог: выявляем недостатки, отмечаем лучшие работы.

Регулятивное развитие

Результат занятий по декоративно-прикладному творчеству – это выставки, поэтому работы надо выполнить к определенному сроку. Дети учатся планировать промежуточные цели с учетом конечного результата, в процессе работы, оценивая ее уровень, вносят необходимые коррективы и дополнения в план. Как учитель прививаю способности к волевому усилию, преодолению сложностей. По итогу мы вместе осуществляем анализ работы, учимся позитивно относиться к неудачам, как к опыту и возможности увидеть ошибки, ради улучшения результата.

Подводя итог, хочется отметить, что учащиеся активно, с интересом работают, пользуются помощью друг друга и учителя. У девочек заметно повысилась культура общения. Работы детей занимают призовые места на городских, областных и региональных выставках. Своей работой я стараюсь помочь ребенку зажечь в себе огонек вдохновения, который наполнит его жизнь творчеством, а значит и смыслом.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин