Духовно-нравственное воспитание детей младшего возраста посредством куклотерапии

Уракова Марина Валентиновна, воспитатель, ГКОУ СО "Асбестовская СКОШИ", Асбест

Я работаю воспитателем 3 класса Асбестовской СКОШИ. В свободное время с удовольствием посещаю клуб традиционной народной куклы "Домоделка". Свою любовь к русской культуре, истории славянских народов, народному творчеству я пытаюсь привить своим воспитанникам.

Считаю, что данное направление в моей работе, играет большую роль в становлении социализации, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Адекватная социализация является одной из главных составляющих в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.


Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить воспитанника с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.


Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка.


Задача нравственного воспитания детей с отклонениями в развитии состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагог превратил во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.


В своей работе активно использую методику куклотерапии, разработанную под руководством Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Данная психокоррекционная методика предлагает включение сюжетно ролевых игр с набором кукол-марионеток, сделанных самим ребёнком. Игра с куклой в ситуации диалога позволяет ребенку раскрепоститься, "снять" барьеры общения, детерминированные состояния тревоги. Наряду с этим повышаются "игровая компетентность" ребенка, навыки общения. "Оживляя" куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным, и как хорошо для нее.


 Работа с куклой позволяет:

  1. Совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений.
  2. Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.
  3.  Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы.
  4. Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
  5. Позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру, пополнять активный словарный запас.


 Мои занятия по работе над тряпичной куклой представляют собой алгоритм педагогических действий, то есть последовательность реализации педагогических задач на занятии.

Затем ребята анализируют свои работы и отвечают на вопросы: "Понравилась ли им кукла и почему?", "Есть ли в ней настроение, характер?". Далее разыгрываются небольшие сюжетные сценки.


 Для последовательной реализации педагогических задач на занятии целесообразно я использую следующие методы:

  • методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности: (создание ситуации успеха, поощрение, использование игр и игровых форм организации, создание ярких наглядно-образных представлений);
  • методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации, создание ситуации творчества, создание креативного поля);
  • волевые методы (предъявление учебных требований, формирование ответственного отношения к работе, оперативный контроль);
  • социальные методы (постановка системы перспектив, кооперация в работе).


По данному направлению я работаю 2-ой год и вижу положительные результаты свой деятельности: дети уже имеют общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях, могут изготавливать простейшие традиционные народные игрушки и куклы (бабочка, зайчик на пальчик, кувадка и др.). На занятиях они становятся добрее, терпимее друг к другу, формируются потребности к взаимотворчеству и взаимопомощи. Ребята каждый раз ждут следующего занятия.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин