Трегубова Светлана Николаевна, воспитатель, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
В соответствии с законом "Об образовании" забота о здоровье человека отнесена к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Проблема формирования здорового образа жизни, сбережение и укрепление здоровья младших школьников требует усилий врачей, учителей, а также родителей.
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ОВЗ есть актуальная педагогическая задача. В последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у учащихся.
Включение учащихся с ОВЗ в процесс формирования здорового образа жизни помогает накопить необходимый опыт и знания по укреплению своего здоровья; быть внимательным к себе, своему самочувствию, настроению; развивать навыки общения, речь; расширять кругозор, познавательные интересы, творческие способности, что позволит детям с ОВЗ успешно социализироваться в обществе.
Данное мероприятие направлено на развитие у младших школьников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за собственное здоровье и поведение, формирование ценности здоровья, помощь в преодолении экстремальных жизненных ситуаций.
В увлекательной игровой форме дети будут знакомиться с полезными продуктами, узнают о пользе продуктов питания. Получат представление о пользе лекарственных растений и применение их в жизни. Учащиеся познакомятся с простыми средствами поддержания своего здоровья.
Хорошее здоровье превыше всего (игра-путешествие)
Цель: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью, знакомство с простыми средствами его поддержания;
- получение и формирование знаний учащихся о полезных продуктах и здоровом питании;
- расширение знаний о пользе лекарственных растений и применение их в жизни.
Оборудование:
- таблички с названием станций;
- карточки с названием продуктов;
- таблички с названием овощей и фруктов;
- карточки с вопросами о лекарственных растениях;
- карточки с пословицами о здоровье;
- жетоны (здоровячки);
- таблички с названием команд;
- музыкальное оформление: фонограммы песен о ЗОЖ;
- магнитофон;
- плакаты о ЗОЖ.
Содержание занятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам "Здравствуйте!", а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. Каждый человек в ответе за свое здоровье. Его не купишь ни за какие деньги. Поэтому девизом нашей сегодняшней встречи будет "Хорошее здоровье превыше всего". С помощью своих знаний, смекалки, находчивости вы будете зарабатывать спецвалюту (здоровячки).
У нас сегодня 2 команды: "Чистюли", "Крепыши". Мы с вами будем путешествовать по станциям, на которых вы и будете зарабатывать «здоровячки». В конце игры будет подсчитано количество "здоровячков", заработанных каждой командой, и подведен окончательный итог.
1 станция "Город НямНямск"
Ведущий: Мы прибыли в "Город Ням-Нямск". Есть такая пословица: "Человек ест то, что он ест". Вот какое важное место в жизни человека занимает еда. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости. Но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты. В городе Ням-Нямске есть продуктовые магазины, в один из которых мы и зайдем.
Продуктовый магазин к городе есть не один.
Продаются в них продукты: мясо, хлеб, конфеты, фрукты,
Крупы, рыба и фасоль, лист лавровый, сахар, соль.
Продукты разные здесь есть.
Какие? Всех нам их не счесть.
Давайте вспомним, какие отделы есть в продуктовом магазине.
Магазин "Продукты" | |||
Молочные продукты | Мясные продукты | Мучные продукты | Бакалея |
Ведущий: Что же – это хорошо, что вы знаете, какие отделы есть в продуктовом магазине. Значит, вам нетрудно будет сделать правильные покупки.
(детям раздаются карточки с названиями продуктов. Они выбирают продукты, которые относятся к данному отделу).
- Молочные продукты: творог, молоко, кефир, сметана, ряженка, сыр.
- Мясные продукты: колбаса, сосиски, сардельки, котлеты, отбивные из говядины, свинина запеченая.
- Мучные изделия: черный хлеб, белый хлеб, батон, бублики, печенье, пряники, баранки.
- Бакалея: сахар, сахарная пудра, конфеты, кофе, чай, мармелад, шоколад.
Ведущий: Вот сколько всевозможных полезных продуктов вы купили.
2 станция "Овощи-фрукты"
Каждой команде выдается табличка. В клетках таблички записаны названия овощей и фруктов. Но названия записаны не всегда в одной строчке. Искать их нужно и по горизонтали, и по вертикали. Их 10. (земляника, морковь, лук, картофель, капуста, клюква, малина, чеснок, яблоко, помидор).
З |
Е |
М |
Ь |
А |
Б |
Ю |
К |
В |
А |
Ю |
Р |
Л |
И |
К |
К |
Л |
Ш |
Ф |
А |
М |
Л |
Я |
Н |
И |
Я |
Я |
Б |
Л |
О |
О |
Б |
В |
Л |
Э |
Т |
С |
Т |
А |
К |
Р |
К |
О |
У |
К |
Ч |
У |
М |
Ч |
О |
П |
Щ |
В |
Ф |
К |
А |
П |
А |
Е |
Й |
О |
Р |
Ь |
Е |
Л |
Ь |
Э |
Л |
С |
Н |
М |
О |
Ш |
Ф |
Ю |
Я |
Ь |
И |
Ц |
О |
И |
Д |
Ъ |
О |
Ф |
Ч |
Ш |
Н |
У |
К |
К |
А |
Р |
Т |
Ф |
Д |
Й |
А |
Х |
Ш |
3 станция "Здоровому все здорово"
Станция загадочная. Я буду загадывать загадки о ЗОЖ, а вы должны отгадать их.
- Утром я по распорядку делаю всегда… (зарядку)
-
Дождик теплый и густой,
Этот дождик непростой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (душ) -
У него 2 колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами. (велосипед) -
Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка и, конечно,… (тренировка) -
Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет… (спорт) - Помогает нам всегда солнце, воздух и… (вода)
-
Есть. ребята, у меня 2 серебряных коня.
Езжу сразу на обоих, что за кони у меня? (коньки) - Ежедневно, встав с постели, поднимаю я … (гантели)
4 станция "Скорая помощь"
Команды выбирают карточки, на которых написаны вопросы о пользе лекарственных растений, овощей, фруктов и прочих продуктов. (по 3 вопроса каждой команде)
- Какие растения используют для лечения нарывов? (алоэ, каланхоэ, подорожник, капуста)
- Какие растения используют как жаропонижающие средства? (малина, лимон, черная смородина)
- Какой овощ употребляют люди, чтобы улучшить зрение? (морковь)
- Листья и корни какого растения используют от боли при ушибах? (лопух, подорожник)
- Какие растения используют при заболевании горла как полоскание? (ромашка, мать-и-мачеха, шалфей, календула)
- Какие овощи и фрукты нужно употреблять в пищу, чтобы улучшить состав крови, т. е. повысить гемоглобин? (свекла, гранат, гранатовый сок, яблоки)
5 станция "Здоров будешь-все забудешь"
Сложить пословицу о здоровье.
- Здоровье дороже золота.
- Здоровья не купишь.
- Кто ест скоро, тот и работает споро.
- Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
- В здоровом теле - здоровый дух.
- Курить - здоровью вредить.
6 станция "Здоровье"
Последняя станция так и называется "Здоровье". Нужно на каждую букву этого слова написать слова, которые имеют отношение к здоровью, ЗОЖ.
- З – здоровье, зарядка, закалка, зубной врач
- Д – диета, душ
- О – отдых, очки
- Р – режим, расческа, ракетка
- О – овощи, огурец, окулист
- В – вода, витамины, врач
- Ь
-
Е – еда
Подведение итогов
Ведущий: Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое узнали из нее. Ведь "Хорошее здоровье превыше всего!". Так будьте здоровы! И закончим наше занятие песней "Закаляйся, если хочешь быть здоров!".