Обеспечение возможности формирования и развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через организацию работы школьного музея

Алифер Наталья Анатольевна, руководитель историко-этнографического музея "Родники", "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск



Важное место в воспитательной системе "Новоуральская СКОШ №59" занимает школьный историко-этнографический музей "Родники". Историко-этнографический музей "Родники" был открыт в 2001 году.

Создавая музей в нашей школе, мы ставили перед собой цель - создать условия для формирования и развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, успешной адаптации его в социуме через организацию работы школьного музея.

Достижение этой цели требует решения образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих задач.

Каждая из перечисленных задач имеет свою специфику и решается школой и музеем при помощи различных средств: музейных экспонатов, результатов поисковой деятельности, произведений культуры и искусства.

Деятельность музея организована на основании утвержденного директором образовательного учреждения Положения о школьном музее, разработана и реализуется Программа работы музея.

Основной целью программы является создание условий для формирования и воспитания у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья гражданско-патриотических качеств, развития познавательных интересов посредством изучения истории России, Урала, города Новоуральска, приобщения к национальной культуре, традициям и обычаям.

Организация деятельности обучающихся в рамках Программы работы музея способствует формированию и развитию творческих способностей учащихся с ОВЗ, приобретению ими организаторских навыков, навыков поисковой работы, навыков и умений в оформлении выставок, экспозиций, умения работать со справочной литературой, а также коммуникативных умений и навыков.

С целью управления, планирования и организации работы музея создан Совет актива школьного музея. Работа Совета ведется на основании "Положения об активе школьного музея". Члены актива школьного музея принимают участие в подготовке и проведении тематических мини-экскурсий для обучающихся начальной школы, являются организаторами познавательных игр, обрядовых праздников. Педагог дает возможность обучающимся попробовать себя в различных видах деятельности, используя принцип чередования поручений. Таким образом, обучающиеся могут определиться с направлением работы в музее и заниматься интересным для себя делом.

Работа в Совете школьного музея формирует у обучающихся бережное отношение к культурным и историческим ценностям, необходимость изучения и сохранения истории своей Родины, а также дает им возможность представить результаты своего труда не только на уровне школы, но и города.

Приобщение обучающихся к изучению истории региона, родного города, школы позволяет активизировать их познавательные процессы, использовать полученные знания и умения на уроках истории, географии, труда, ИЗО, литературы, а также помогает им приобретать положительный социальный опыт.

В качестве основного метода реализации практической части программы предусматривается организация экскурсий, походов, совместной с педагогом групповой и индивидуальной работы по разным направлениям деятельности. Используются различные формы обучения: познавательные игры, работа со справочной литературой, книгами, тематические экскурсии, просмотр учебных видеофильмов, встречи с известными людьми.

Результатом выполнения практической части программы стали разработанные обучающимися маршруты пешеходных экскурсий по городу Новоуральску - "Новоуральск космический", "Семь чудес нашего города".

Поисковая работа в музее ведется силами обучающихся школы. Материалы поисковой работы систематизируются, оформляются членами Совета школьного музея. В дальнейшем собранные материалы используются для организации работы по патриотическому воспитанию в учебной и внеурочной деятельности.

Работа школьного музея строится в тесном взаимодействии и сотрудничестве с МБУК "Новоуральский историко-краеведческий музей", ведомственными музеями, школьными музеями Новоуральского городского округа, городскими общественными организациями. Расширяя границы взаимодействия, в школьном музее организуются тематические экскурсии для обучающихся ГКОУ СО "НСКОШ №50".


Ежегодно члены Совета актива школьного музея являются учениками городской "Школы юного музееведа", организованной научными сотрудниками МБУК "НИКМ". Ежегодно коллектив школьного музея принимает участие в городском смотре - конкурсе школьных музеев наряду с музеями общеобразовательных школ, в школьном конкурсе проектов. Участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в данных мероприятиях предоставляет им возможность приобретать опыт публичного выступления, опыт выставочной работы, развивает их коммуникативные навыки, повышает самооценку. В ходе подготовки к данным мероприятиям музей выполняет сразу несколько функций: образовательную, воспитательную, коррекционно-развивающую.


На протяжении последних лет члены Совета актива школьного музея активно участвовали в подготовке к выпуску городских Книг Памяти "По законам военного времени", посвященной 65-летию Победы и "Была беда на всех одна", посвященной 25-летию аварии на ЧАЭС. Книги выпущены МБУК "Новоуральский историко-краеведческий музей".


Члены Совета актива школьного музея принимали активное участие во Всероссийской акции "Ночь музеев-2012", Европейской акции "Ночь музеев. Музениада-2013", организованной в Новоуральске. Юные музейщики в качестве волонтеров работали на одной из площадок музея. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые сами нуждаются в волонтерской помощи, впервые сами работали волонтерами, помогали посетителям окунуться в эпоху советского периода, в которой жили их мамы, папы, бабушки и дедушки. Участие в таких акциях позволяет обучающимся приобрести положительный социальный опыт, проявить творческие способности, продемонстрировать коммуникативные навыки.


Основное направление музея – краеведение с элементами этнографии реализуется через организацию работы по изучению истории и культуры народов Урала, их традиций, обычаев. Работа в сотрудничестве с национальными общинами, находящимися на территории Новоуральского городского округа, дает возможность обучающимся поближе познакомиться с жизнью и бытом народов Урала, их культурой, традициями, национальными героями. В этом также помогает организованная выставка в школьном музее "Жизнь и быт уральских народов", "Народное творчество".


Ежегодно расширяется география изучения истории родного края. В рамках Программы работы музея для обучающихся организуются экскурсии в музеи г.Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Невьянска, Верхнего Тагила.


Самым значимым достижением работы коллектива школы и школьного историко-этнографического музея "Родники" стало участие в конкурсе на соискание грантов по обеспечению музеев патриотической направленности в государственных образовательных учреждениях современным выставочным оборудованием в рамках областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2011-2015 годы". В номинации "Музеи патриотической направленности государственных (коррекционных) образовательных учреждений" мы стали победителями и получили грант.


Необходимо отметить, что на всех этапах организации деятельности обучающихся в музее происходит формирование личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, воспитание патриотических чувств, гражданской позиции. Зажигаясь общей идеей познать историю страны, родного края, происходит создание детского коллектива, его сплочение и развитие, организуется работа Совета актива музея. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, места своей семьи в истории страны, города. Работа в школьном музее создает условия для творческой реализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин