Работа по развитию классного коллектива как одно из средств духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ

Яковлева Любовь Васильевна, воспитатель, ГКОУ СО "Карпинская СКОШИ № 10", Карпинск

Я работаю в коррекционной школе VII вида. В нашем классе учатся дети с ограничениями психических и познавательных возможностей, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Коллектив начал формироваться с 1 класса. Сейчас мы уже в 8 классе и находимся на стадии развития коллектива, когда он превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

В основе внеурочной классной деятельности лежат традиции, формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать нормы, правила поведения, ценностные установки. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, способствуют образованию и новых традиций. Главная идея, положенная в основу Концепции программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию – это воспитание духовно-нравственной личности, инициативной, творческой; создание условий для становления здорового человека, полезного и востребованного обществом; становление личности, руководствующейся в жизни общечеловеческими ценностями.

Я работаю по программе, составленной на основании Концепции и Примерной программы воспитания и социализации учащихся и направленной на духовно-нравственное развитие воспитанников на основе их приобщения к ценностям семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, российской гражданской нации и мирового сообщества.

Моя воспитательная работа опирается на педагогику успеха, в основе которой лежит личностный подход и на концепцию системного построения процесса воспитания В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, которая базируется на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания.

Цель моей воспитательной работы: формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме. Данная цель реализуется через выполнение следующих задач: формировать толерантное сознание, гражданскую ответственность, правовое самосознание у подростков; формировать потребность в здоровом образе жизни; способствовать возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране; создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательную работу провожу по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, нравственное, физическое и экологическое, художественно-эстетическое, трудовое. Мне хотелось бы остановиться на таких формах работы в нашем классе как работа с классным блогом; участие в интеллектуальных и творческих интернет-конкурсах различного уровня; туристско-краеведческая деятельность.

У нас есть свой классный блог "Продленка" Это канал дополнительного информационного обмена между воспитанниками, родителями и школой. (http://posleurokov.blogspot.ru/). Содержание блога ведется в форме летописи классной жизни. На его страницах отражается вся наша классная жизнь: участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, даны ссылки на блоги, которые могут заинтересовать как девочек, так и мальчиков, предложены статьи для родителей. Есть выпуск интерактивной газеты. На странице "Учимся, играя" размещены ссылки на тесты и задания по литературе, русскому и английскому языкам. Размещен тренажер на знание таблицы умножения. Там же создаю интерактивные листы для индивидуальной работы по предметам. У каждого воспитанника есть своя страничка-портфолио, где отражены его успехи. Обмениваемся мыслями и идеями в чате. Эта форма работы как нельзя лучше отражает наш классный коллектив как дружный, успешный, творческий. Проблема: не у каждого есть Интернет, хотя компьютеры есть почти у всех.

Также ребята постоянно участвуют в различных интернет-конкурсах. Это "Фактор роста", "45 минут", Инокон, "Молодежное движение", "Снейл". Участие в конкурсах способствует самореализации наших детей, они видят свою востребованность, имеют возможность сравнивать свои достижения с успехами других, повышают интерес к познанию.

В данное время мы принимаем участие во всероссийском конкурсе "Эрудиты планеты-2013", который продлится до декабря. Конкурс помогает значительно расширить кругозор, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации, вырабатывает умение работать в команде в условиях ограниченного времени. Команды мальчиков и девочек два раза в неделю в течение 15 минут отвечают онлайн на вопросы по различным дисциплинам. Ребята с нетерпением и волнением ждут этих дней. На протяжении конкурса мы можем сравнивать себя с другими командами России. 
Туристско-краеведческая деятельность относится к видам деятельности, развивающим такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающему и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям. В прошлом году мы решили принять участие в городских соревнованиях по пешему туризму. И у нас это получилось, несмотря на то, что этапы были довольно сложные: полоса препятствий, спуск и подъем в альпинистском снаряжении, работа с картой, ориентирование по азимуту. Ребята стали заниматься в туристическом кружке. И в этом году мы участвовали в четырехдневном городском туристическом слете наравне с командами массовых школ. Для себя я ставила цель успешной адаптации и социализации наших детей с ОВЗ в среде детей из сильных команд массовых школ. И это получилось! Ребята достойно показали себя во всех конкурсах, а за "Визитную карточку" и "Историю одного похода мы получили 3 место! Все команды дружно болели за нас и поддерживали во всех конкурсных соревнованиях.

Прогнозирование результатов воспитательной работы: осмысление себя гражданином и патриотом своего народа, повышение интереса к познавательной деятельности, стремление к здоровому образу жизни; готовность к самостоятельному выбору и принятию решения, личностный рост каждого воспитанника; сплочение коллектива.

Источники:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. – М.: Просвещение. – 2009.
  2. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы / С.В.Дармодехин, А.Я. Данилюк, И.В. Вагнер и др. – М.: ИСВ РАО, 2011.
  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М.: 2000.
  4. http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/pedagogika-uspeha-teoreticheskie-podhody-i-praktika
  5. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_8.html
  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005
  • 00006
  • 00007
  • 00008

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин