Тупикина Ирина Анатольевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "НСКОШ №50", Новоуральск
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Психолого – медико – педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью, в соответствии с ФГОС, позволяет учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
- Квалифицированная комплексная диагностика, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.
- Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
- Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
- Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
- Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
- Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
- Консультативная работа, которая обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
- Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
Система комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях образовательного процесса включает психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования, корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области сопровождения, медицинских работников образовательной организации и специалистов других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов.
Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум, который является основной формой работы экспертной группы. Экспертная группа создаётся в образовательном учреждении из педагогических и медицинских работников для всесторонней и комплексной оценки овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями (при этом учитывается и мнение родителей). В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью имеет определяющее значение для оценки качества образования. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям и позволяет планировать и корригировать дальнейшую коррекционную работу с обучающимися.