Тимофеева Татьяна Леонидовна, учитель-дефектолог ТОПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская СКОШ", Сухой Лог
Необходимость создания специального федерального государственного стандарта образования вызвана тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, связанных с характером нарушения их психического развития.
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, различной выраженностью дефектов, разной степенью предшествующего дошкольного обучения и воспитания. При этом неоднородность различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. Исходя из этого, новый стандарт предлагает ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников, индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка.
Обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в повседневной жизни, что в рамках стандарта, наравне с академическим компонентом, входит в основные содержательные линии обучения в первом, втором и третьем вариантах специального стандарта. В четвертом варианте, где компонент жизненной компетенции становится главным, продвижение ребенка в этом направлении становится основным результатом образования.
Одной из шести линий образования является естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром. На практике часто уровень сформированности знаний об окружающем у детей, поступающих в школу, не соответствует условно возрастной норме. Для преодоления выявленных проблем мною была разработана и апробирована предлагаемая программа сопровождения.
Коррекционно – развивающая программа сопровождения "Формирование представлений об окружающем мире"
Пояснительная записка.
- Актуальность программы. Одним из важнейших условий успешного обучения ребёнка в школе является его хорошая дошкольная подготовка. Не все дети на начальных этапах школьного обучения имеют необходимый запас знаний. У многих из них недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Так, например, они не могут правильно и полно рассказать о составе своей семьи, не могут сообщить свой адрес, у них отчётливо проявляются бедность и поверхностность знаний о сезонных явлениях в природе и т. д.. У таких детей проявляется неумение опереться на имеющиеся конкретные представления, при необходимости сделать какие-либо выводы, умозаключения. Из-за бедности запаса конкретных представлений и элементарных общих понятий детям постоянно требуется наглядная опора, что замедляет процесс формирования таких мыслительных операций, как анализа, синтеза, выделения существенных признаков, сравнения, классификации и наглядно - образного мышления в целом.
- Цель программы : последовательное и систематическое ознакомление обучающихся с предметами, явлениями природы и общественной жизни для создания благоприятных условий умственного и речевого развития.
- Задачи:
- Уточнение, расширение и систематизация представлений детей об отдельных предметах и явлениях природы и общественной жизни.
- Формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словаря и развитие устной монологической речи учащихся.
- Формирование представлений о себе, своей семье, понятий "год", "месяцы", "дни недели", их последовательность, признаки.
- Участники: обучающиеся начальных классов СКОШ.
Тематический план занятий
тема |
содержание |
кол. часов |
формы работы |
Диагностика сформированности ЗУНов |
Выявление на данном этапе сформированности знаний, умений, навыков |
2 |
Диагностика сформированности представлений об окружающем |
Знание данных о себе |
Формирование, уточнение знаний паспортных данных (ФИО, даты рождения, адреса) |
3 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
Моя семья |
Формирование, уточнение представлений о составе своей семьи, ФИО членов семьи, их возраста, рода занятий. |
4 |
Дидактические игры, рисунки, создание «семейных альбомов», диагностические методики |
Моя школа |
Формирование, уточнение представлений о своей школе, её сотрудниках
|
3 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
Времена года |
Формирование, уточнение представлений о временах года, их основных признаках, выстраивание автоматизированного ряда. |
3 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
12 месяцев |
Формирование, уточнение представлений о месяцах года, их признаках, выстраивание автоматизированного ряда, соотнесение с временами года. |
3 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
Погодные явления |
Формирование, уточнение представлений о погодных явлениях, соотнесение с временами года. |
3 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
Сутки |
Формирование, уточнение представлений о сутках, их частях, признаках. |
2 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
Неделя |
Формирование, уточнение представлений о днях недели, выстраивание автоматизированного ряда |
2 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
Животные |
Формирование, уточнение представлений о диких и домашних животных и их детёнышах. |
4 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
Любимые праздники |
Формирование, уточнение представлений о праздниках в нашей стране. |
2 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
Растения |
Формирование, уточнение представлений о частях растений, основных группах (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травянистые растения) |
4 |
Дидактические игры, беседа, упражнения |
Диагностика сформированности ЗУНов |
Диагностика сформированности ЗУНов в соответствии с программой |
3 |
Диагностика сформированности представлений об окружающем |