Коммуникативный компонент универсальных учебных действий и педагогические условия его формирования у обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета "Физическая культура" в начальной школе

Устинова Алла Игоревна, учитель физической культуры, ГКОУ СО "Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа", Сухой Лог

Согласно содержанию образования, определенному ФГОС НОО, наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Значимое место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных умений и навыков.


Основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета «Физическая культура» является урок, а также внеурочная деятельность: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Коммуникативные задачи являются инструментальными компонентами при организации образовательного процесса по учебному предмету "Физическая культура", это:

  • Владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение. Для реализации данной задачи, на уроке организуется работа по группам, в парах, где ученики находятся в контакте между собой, помогают друг другу. Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Эффективными формами работы с учащимися по развитию их коммуникативной культуры являются подвижные игры, а также игры с сюжетно – ролевой направленностью. Коллективные подвижные игры помогают развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия. В ходе подвижных игр формируется способность в доброжелательной оценке удачных игровых действий соперников.
  •  Владеть умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений. Основным средством воздействия педагога на учеников на уроках физической культурой служит речь. С помощью слова учитель управляет учебным процессом, руководит практическими действиями, передает учащимся необходимые знания, прививает навыки правильного поведения. Приобретенные школьниками знания и умения ведения диалога закрепляются на уроках физкультуры во время бесед на темы: о ведении здорового образа жизни, о значении для здоровья и развития занятий физкультурой и спортом и другие.
  • Уметь логически грамотно и доступно излагать знания о физической культуре, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой. Дети приобретают опыт общения в начальной школе (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети учатся весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.
  • Оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности является необходимым условием для развития способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликта интересов.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе. Сформированность коммуникативных учебных действий позволит ученику: быть успешным в учёбе, осваивать новый учебный материал в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками, обмениваться имеющимся жизненным опытом.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008 – 151с. - (Стандарты второго поколения)
  2. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии, № 5, 1998
  3. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Основы коммуникации. СПб: Образование, 1995.

  • 00001
  • 00002

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин