Методическая разработка урока искусства (ИЗО) по теме "Сатирические образы человека", 6 класс

Мельникова Светлана Михайловна, учитель ИЗО и черчения, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Технологические этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы и методы

I.Этап оранизации урока            Создание дружелюбной обстановки.

Проверки готовности к уроку.

-актуализация имеющихся знаний;

 

 

 

 

 

 

 

-пробуждение интереса к получению новой информации;

 

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа ведется в группах.

 

 

 

 

 

III. Актуализация знаний.

 Осмысление содержания:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- проверка понимания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

- проверка знаний, закрепление.

 

 

-корректировка учеником таблицы

IV. Закрепление знаний в практической работе

 

 

 

 

 

 

V.Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводная беседа.

 - Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие дети!

Я начинаю сегодняшний урок со строк из стихотворения Н.Заболоцкого:

- Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

-  Как вы думаете почему я взяла эти строки?

- Все верно, в этой четверти мы учились рисовать человека, изучали его пропорции, изучали виды портретов.

Показ интерактивной презентации.

СЛАЙД 1

       (Открывается тема четверти)

- Давайте вспомним, что такое портрет?

- Как называется картина человека, написавшего свой портрет?

(Демонстрация картин художников)

- Если на картине изображены несколько человек, то как называется этот портрет?

 

- Ученик должен определить к каким видам искусства относятся эти картины? (перемещая объект по экрану)

 

 СЛАЙД № 2

Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.

 

Посмотрите сейчас, дети, на следующий слайд. Что необычного вы здесь увидели? Чем эти изображения рисунки отличаются от портретов?

В портретах достаточно точно художник передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.

- Гляда на изображения этих людей, что мы можем о них сказать? Да, они добрые или злые. То есть сатирический жанр может быть разным!

 

Тема нашего урока «Сатирические образы человека» (Открывается шторка)

В этих изображениях, сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические. Появляется такое понятие как сатирический жанр в изобразительном искусстве.

Слово сатира, ребята, пришло из литературы, вы с ним уже знакомы. Сатира-это отличительное литературное произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток человека. СЛАЙД №3

- Какие произведения вы изучали на уроках литературы, где прослеживается сатира? -В каком образе представлены люди в баснях? Что высмеивают писатели в своих рассказах?

- Зачем нужен сатирический жанр?

Кстати, рисунки к басням Крылова нарисовал художник-иллюстратор Е.М.Рачев. Таким образом, поэт и художник передают юмористический, сатирический жанр своими инструментами, свои приемы художественного преувеличения.

Запрос цели: Как вы думаете, что нам сегодня надо узнать? -Узнать о разновидностях сатирического жанра и приемах художественного преувеличения. (на СЛАЙДЕ № 4 вытаскивается цель урока)

 Давайте попробуем догадаться

- Какие вы знаете разновидности сатирического жанра?

- Чем они отличаются? Какими изобразительными приемами?

Самостоятельная работа в микрогруппах над «Деревом понятий» СЛАЙД № 5,6

 

 

Задание: Заполните таблицу « Сатирический жанр», используя карточку со словарем и свои знания из жизни. Дается 5 минут. Учебник стр.116.

А теперь отложите на время свои таблицы и посмотрите дальше презентацию, сравнивайте свои знания  с новыми и по ходу корректируйте, вносите изменения в свои таблицы.

СЛАЙД № 7.  Итак, Из истории сатирического жанра. Карикатура. «Смешное убивает», - говорят французы.

 - Что такое карикатура? Обратимся к словарю   СЛАЙД №7

 Карикатура - (итал. caricatura, от caricare - перегружать, преувеличивать), - рисунок, высмеивающий негативное явление жизни или человека с помощью преувеличения отрицательных черт. Изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

Карикатурные наброски часто рисовал Леонардо да Винчи. Он был очень наблюдательным, талантливым человеком.

СЛАЙД № 8. Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции. Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.

     Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу

 СЛАЙД № 9 «Законодательное чрево».

- Что видим? Почему художник так изобразил людей?

СЛАЙД № 10 Онере Домье в карикатура на короля Луи Филиппа шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля довел изображение до обыкновенной груши! Как же был взбешен и разгневан король, когда увидел эти карикатуры.

СЛАЙД №11

 В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Самые известные в то время были Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев. Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага

. СЛАЙД № 12. Кукрыниксы. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».   Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах. Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

- Что же такое карикатура и какова её цель, что она раскрывает? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества). Добавьте в таблицу, если вы что-то не знали, не вписали. ( Открыть шторку для проверки)              Используется прием усиления , преувеличения реальных пропорций: длинное становится еще длиннее, широкое -еще шире, острое - еще острее, а круглое превращается в шар. В карикатуре недопустима усложненность, все должно быть просто для восприятия.

 

СЛАЙД № 13 Многие ваши родственники читали раньше журнал «Крокодил», где печатали свои работы советские художники ( Ефимов Б.Е. идр.)

СЛАЙД № 14  Другая форма сатирического жанра – шарж.

Что такое шарж? Где используется? Обратимся к словарю СЛАЙД № 15 

СЛАЙД № 16   Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры. Добродушно-ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж. Главное правило соблюдать чувство меры, чувство правды, чтобы не обидеть человека.

Лицо каждого человека своеобразно и неповторимо, поэтому нужно внимательно вглядываться, находя главное и отличительное, что потом следует подчеркнуть тонко и тактично при изображении человека (литературного персонажа) в юмористическом решении. СЛАЙД № 17-19 Угадайте кто изображен?

- Пожалуйста, встаньте. Потянитесь, потянитесь. (Руки вверх тянутся) Наклонитесь, наклонитесь.(Руки поднятые вверх наклоняем в стороны) И друг другу улыбнитесь! (повороты головой с улыбкой) Смех продлевает жизнь! Ученые выяснили, что при улыбке задействуется меньше мышц, чем когда мы хмуримся и принимаем грозный вид. По данным исследователей, в улыбке участвуют 17 мышц, а в хмуром лице - 43 мышцы. Садитесь.

- Как вы считаете, дети, справились ли мы с целью нашего урока? Узнать о разновидностях сатирического жанра и приемах художественного преувеличения.

1.Что общего между карикатурой и шаржем?

2.Какова цель карикатуры?

3.Чем отличается шарж от карикатуры?

4. После просмотра презентации вы узнали что-то новое?

 

 СЛАЙД № 20. Проверяют таблицу.

 

Творческое задание:

  Выполнить:

дружеский шарж на товарища или автошарж;

шарж на литературного героя;

перерисовать шарж с учебника (стр. 116-119) или наглядного материала.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

    2) контроль правильности выполнения приёмов работы;

    3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 

    4) контроль объёма и качества выполненной работы.

 

Вот время работы звучит музыка И.С.Баха «Шутка», на столе лист с пропорциями лица

Самооценивание.

Оцени свою работу,  ответив на вопросы:

 Ребята, что вам понравилось в вашей работе? Что лучше всего удалось?

 В итоге получилось то, что задумывали изначально?

 Смогли ли вы передать то, что хотели?

 Как вы себя чувствовали в роли художников - карикатуристов?

 Работая над шаржами, с какими вы столкнулись трудностями?

Внизу рисунка нарисуйте  смайлик.

 

Выставка работ учащихся.

По окончании работы – расскажи о своей работе. Вывешиваем рисунки на доску.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

    2) контроль правильности выполнения приёмов работы;

    3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 

    4) контроль объёма и качества выполненной работы.

 

Заключительное слово.

Учитель. Мне приятно было убедиться в том, что вы умеете подшучивать над другими по-доброму, безобидно, неоскорбительно. И эти шутки выглядят на ваших рисунках добродушно-ироничными. В своих работах вы сумели добиться портретного сходства. Но в то же время при этом выделили наиболее характерные черты модели, юмористически заострив их.

Подобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, придумать к ним текст соответствующего содержания;

 Индивидуальное задание по желанию: подготовить сообщение о творчестве одного из карикатуристов.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

 

- На уроках мы изучали какие бывают портреты, учились рисовать человека.

- тема четверти «Портрет»

 

- Портрет- это жанр изобразительного искусства, цель которого передать внешний облик конкретного, реального человека или существующего в прошлом (а через облик передать внутренний мир)

Автопортрет

- Групповой портрет.

 

Один ребенок выходит к доске и выполняет задание. (Клонирование понятий живопись, графика, скульптура)

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

- Изображения смешные, нарисованы карандашом.

 

 

 

 

- Одни изображения добрые, другие злые

 

 

 

 

 

 

 

- басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Осел и соловей» и др.

- в образе животных.

- рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», высмеивается в людях общественное неравенство, трусость и т.д.

 

Обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и задачи  при обсуждении в парах

- О сатирическом жанре.

-Познакомиться с сатирическим жанром портрета в изобразительном искусстве, какие виды бывают и чем отличаются.

-Узнать о приемах художественного преувеличения и разновидностях сатирического жанра.

 

 

 Карикатура и шарж.  Карикатура обидная. Шарж смешной и добрый.

 

 

 

Ребята работают в группах по 2 человека, читают, разбирают понятия, анализируют и заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

Ребята слушают, запоминают, анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, соотносят с таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся, проверка таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа индивидуальная на отдельных листах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают себя сами, в зависимости от работы на уроке (По рефлексивным вопросам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в дневник. Уборка рабочего места.

 

беседа

словесный метод.

Активный диалог

 

 

Наглядный.

 

 

Метод контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активный диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемно-поисковый метод

 

 

 

Наглядный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наглядный

беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконт-роль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Где шарж.doc)Где шарж.doc2584 Кб
Скачать этот файл (Пропорции головы.doc)Пропорции головы.doc190 Кб
Скачать этот файл (Словарь.doc)Словарь.doc42 Кб
Скачать этот файл (УРОК открытый.notebook)УРОК открытый.notebook14944 Кб

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин