Проектная и исследовательская деятельность с учащимися с ОВЗ как модель формирования УУД

Ожегова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа", Верхний Тагил

В нашей ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа" в начальной школе обучаются дети с задержкой психического развития. Учебно-познавательная деятельность для детей с ОВЗ малопривлекательна, при выполнении учебных заданий наступает быстрая пресыщаемость.

Передо мной встал ряд вопросов:

  1. как сделать обучение эффективным для всех детей;
  2. как преодолеть неизбежное в ситуации массового, обязательного обучения противоречие между одинаковым для всех детей содержанием, требованиями, предъявляемыми к результатам, и неодинаковыми учебными возможностями учащихся.

В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. Обучающиеся не могут реализовать полученные знания в практической жизни. В век информационно-коммуникационных технологий одним из самых важных умений школьника становится умение найти информацию, переработать её и использовать в определённых целях. Для этого применяются различные педагогические технологии.

Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Действенным средством повышения учебной мотивации для детей с ОВЗ является творческое проектирование, что я и использую в своей работе. Это позволяет развивать познавательный интерес, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья использую следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т.п.
  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома и т.п. (Проект "Фразеологизмы").

Метод проектов позволяет формировать личностные качества:

  1. умение работать в коллективе, принимать решение, анализировать результаты деятельности.
  2. меняется и роль воспитанников: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными слушателями;
  3. у воспитанников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию;
  4. использование в работе с детьми с ОВЗ проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей. Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Творческое проектирование использую не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности, где формируются предметные, метапредметные, личностные навыки (например, проект "Цветник").

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин