Салимзянова Лилия Мансуровна, учитель русского языка и литературы, "Асбестовская СКОШИ", Асбест
"За каждым словом стоит целый мир". Генрих Бёлль, писатель
В стандартах второго поколения (ФГОС) акцент делается на формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. В этом заключается принципиальное отличие ФГОС от предыдущих образовательных стандартов. УУД - основа умения учиться - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса.
УУД учащихся формировались в 1-4 классах (начальное общее образование), продолжат они формироваться и в основной школе, в том числе и на уроках русского языка в 5 классе. Предлагаю к рассмотрению коллег свой опыт работы над словарными словами как готовность к введению ФГОС в основном общем образовании.
-
ФГОС ООО устанавливает следующие предметные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (предметная область ФИЛОЛОГИЯ. Русский язык):
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
- Задачи работы над словарными словами вытекают из предметных требований следующие: научить учащихся правильно произносить словарное слово, знать его лексическое значение, правильно писать словарное слово, правильно употреблять его в речи: расширять словарный запас учащихся с задержкой психического развития, обогащать активный словарь, что является актуальным для данного контингента обучающихся с ОВЗ.
- Формы работы. Над словарными словами можно поработать интересно и по-разному. Слово как основная единица языка рассматривается на уроке и показывается учащимся с разных сторон: фонетической (звучание), лексической (смысловой), структурной (состав), грамматической (как часть речи), синтаксической (как единица, которая может быть связана с другими словами). Исходя из вышеперечисленных характеристик предлагаю следующие возможные упражнения при работе со словарным словом в контексте формирования УУД.
Упражнение |
Формируемые УУД |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|
1. Произносим слово орфоэпически |
-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона |
- умение находить информацию |
-умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
2. Находим и комментируем известные орфограммы |
-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона, -умение вносить изменения в план и результат действия |
- умение анализировать, строить доказательства |
-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами |
3. Толкуем лексическое значение слова |
-умение поставить учебную задачу на основе знания/незнания,
|
- умение находить информацию, - владение смысловым чтением
|
-умение сотрудничать в поиске и сборе информации, -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме |
4. Поясняем значение слова (при многозначности) |
-умение поставить учебную задачу на основе знания/незнания,
|
- умение находить информацию, - владение смысловым чтением, - умение строить доказательства |
-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами |
5. Указываем язык-источник (для заимствованных) |
-умение поставить учебную задачу на основе знания/незнания |
- умение находить информацию, - владение смысл. чтением |
|
6. Образуем родственные (однокоренные) слова: с уменьшительно-ласкательным суффиксом, называющие лиц мужского или женского пола, человека по его профессии или роду занятий и т.п. |
-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона, -умение вносить изменения в план и результат действия |
-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель, -умение строить доказательства |
-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами |
7. Подбираем слова разных частей речи |
-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона, -умение вносить изменения в план и результат действия |
-умение строить доказательства |
-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами |
8. Разбираем слово по составу |
-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата |
-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель, -умение использовать знаки |
|
9.Составляем словосочетание |
-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона |
|
-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами
|
10. Составляем предложение |
-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона |
|
-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами -умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
11. Различные виды диктантов: словарный, мини-, диктант с продолжением |
-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона - ЭВС как способ к выбору ситуации мотивационного конфликта и способность к преодолению препятствий |
-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель |
|
12. Игры со словарным словом: - «Я знаю…» - запиши слова на определенную букву, запиши слова по тематическим группам, например, «Спорт», «Цвет» и др. - «Алфавит» - расположи слова в алфавитном порядке |
-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата, -умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона |
-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель, -умение определять основную и второстепенную информацию |
-умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, -умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами |
13. Придумай рассказ со словарными словами |
-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата, -умение вносить изменения в план и результат действия, - ЭВС как способ к выбору ситуации мотивационного конфликта и способность к преодолению препятствий |
-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель, -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
-владение монологической речью, -умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами -умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
14. Продолжи рассказ по картинке, используя словарные слова. Как развивались события? И т.п. |
-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата, - ЭВС как способ к выбору ситуации мотивационного конфликта и способность к преодолению препятствий |
- владение смысловым чтением, -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
-владение монологической речью, -умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами, -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме |
15. Найди словарные слова в текстах СМИ |
-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата
|
- умение находить информацию, - владение смысловым чтением, - умение понимать язык средств СМИ |
|
15. Конкурс «Лучший словарик» |
|
-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель |
-умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми |