Обучение детей с ОВЗ в условиях стандартизации образования

Ахметова Татьяна Николаевна, директор, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования на современном этапе является создание условий для доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со ст. 5 , ч. 5 п.п. 1 Федерального закона "Об образовании в РФ" в целях реализации права каждого человека на образование государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления "создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья", а также в ст.8 пп. 12 определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ впервые получили право сделать выбор между обучением своего ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении общего типа или в специальном коррекционном учреждении, но и в том и в другом случае федеральный закон обеспечивает право на образование в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам ребенка с ОВЗ.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Законом "Об образовании в РФ" законодательно закрепляется в ст.11 п.п.3) "вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся". С целью реализации этой нормы разработан проект специального федерального государственного стандарта образования детей с ОВЗ, опубликованный на сайте РГПУ им. А.И. Герцена для широкого обсуждения. ФГОС для детей с ОВЗ рассматривается в качестве адекватного современным условиям инструмента инновационного развития образовательной системы страны и базового инструмента реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. ФГОС для образования детей с ОВЗ предусматривает право выбора одного из четырех вариантов реализации образовательной программы, по которой может обучаться ребенок.

В данном документе серьезно прорабатываются такие важные вопросы, как:

  • совершенствование нормативно-правовой базы обучения детей с ОВЗ,
  • обеспечение гарантий получения психолого-медико-педагогического сопровождения детьми с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях,
  • получение на всей территории РФ сопоставимых результатов качества образования детей с ОВЗ,
  • обеспечение эффективных механизмов взаимодействия общего и специального образования,
  • оказание специальной помощи детям, обучающихся в специальных условиях или интегрированным в общеобразовательную среду,
  • дифференциация уровней образования детей с ОВЗ,
  • получение качественных услуг по реабилитации и социализации ребенка с ОВЗ,
  • обеспечение гарантий для детей с ОВЗ возможности беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое.

Одновременно проект ФГОС для детей с ОВЗ предусматривает быстрейшую модернизацию специального коррекционного образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах, что является давно ожидаемым событием для управленцев, педагогов и специалистов, работающих в системе коррекционного образования.

Стандартизация образования детей с ОВЗ позволит гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на доступное и качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин