Духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через проектную деятельность на занятиях по социально-бытовой ориентировке

Расулова Мария Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Березовская школа-интернат", п. Монетный

 ФГОС диктует новые условия организации образовательного процесса. Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования на ряду с приоритетом патриотического, духовно-нравственного воспитания школьника. Наблюдения показывают, сто для детей, воспитанных в современных экономических условиях, приоритетным считается материальное благополучие, которое не всегда соотносится с богатой духовностью и воспитанностью: искажены представления о патриотизме, нравственности, доброте, дружбе. Мы нацелены уделить повышенное внимание формированию и укреплению общечеловеческих ценностей.

Изложим возможности реализации проектной деятельности в среде школьников, обучающихся по АООП для детей с интеллектуальными нарушениями. Проект "Национальная кухня". Занятия в рамках проекта объединены единой целью - формирование у учащихся основ духовно-нравственного сознания, установок толерантного отношения к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической, религиозной принадлежности через воспитание уважения к разным народностям, воспитание любви, привязанности к родной стране в духе патриотизма, приобщение школьников к истории и культуре России, малой Родине.

Цикл занятий ориентирован на учащихся 9 классов. Предмет – социально-бытовая ориентировка, раздел – "Питание", тема - "Национальная кухня".

В группе детей, участвующей в проекте, есть: казашка, татарин, русские, прослеживаются украинские и узбекские корни. Именно изучение контингента учащихся, их семей легло в основу проекта.

Задачи. 1) Познакомить учащихся с национальными, "кулинарными" традициями разных народов России, мира. 2) Формировать толерантное отношение и поведение к разным национальностям. 3) Показать особенности культурных традиций разных народов. 4) Формировать единое мировоззрение по вопросу межнациональной политики государства, через изучение народонаселения мира, России, Свердловской области, посёлка. 5) Развивать творческую активность школьников. 6) Воспитывать умение работать в парах, группах,  находить совместные решения внутри малой группы, оказывать поддержку друг другу, быть примером подражания для младших школьников. 7) Научить читать технологические карты блюд, подбирать продукты для их приготовления. 8) Научить готовить национальные блюда. 9) Научить ставить далекие и близкие цели, планировать свою деятельность. 10) Использовать формы инклюзивного образования через взаимодействие с детьми из другого ОУ.

Проектная команда. 

Все учащиеся 9 класса разделены на 4 подгруппы, в каждой из которой определены ответственные за подбор информации, её оформление, составление презентации, подготовку национальных костюмов, изучение технологических карт национальных блюд, представление отчета по подпроектам: "Русская кухня", "Украинская кухня", "Татарско-башкирская кухня", "Узбекская кухня".

К проекту подключаются учителя информатики (составление презентации по подпроектам), воспитатели (помощь при подготовке национальных костюмов, создании национального колорита при представлении защитного слова), швейного дела и обслуживающего труда (помощь в изготовлении и шитье костюмов, например: украинская одежда: шаровары, украинский мужской головной убор, юбки, фартуки).

Во время реализации проекта активно использовалось урочное и внеурочное время, организовывалось социальное партнерство. Тема "Жилище" (СБО): разные виды жилья у разных народностей, оформление рисунков. Рисование - национальный орнамент, национальные особенности оформления через украшение одежды, жилья… На этапе ознакомления с народностями города Берёзовский и поселка Монетный организовывалась взаимосвязь с содружеством Татарско-башкирской дружбы города Берёзовский. Встречу с представителями татарско-башкирской народности помогли организовать служители мечети города Берёзовский. В проекте принимали участие взрослое население п. Монетный: две бабушки татарской национальности, русские, таджик: учили ребят совместно с учителями социально-бытовой ориентировки готовить национальные блюда: пирожки, вареники, плов, кыстыбый, чак-чак. На отчетные занятия также были приглашены учащиеся из других школ поселка: через совместное взаимодействие, через практическую деятельность детей в качестве поваров, через совместные игры, конкурсы реализовывались элементы инклюзивного образования. Дети 9 класса на каждое отчетное мероприятие приглашали и других учащихся нашей школы разного возраста.

Примерный план реализации проекта (описание действий реализации проекта).

  1. Разработка плана проекта. Выбор ответственных по четырём подпроектам. Составление планов организации работы подгрупп. Ознакомление с территорией проживания народов, с их национальными особенностями (обычаи, праздники, кухня, одежда…). Составление презентации по подпроектам (территория народа, численность его проживания в Свердловской области, национальные традиции).
  2. Приготовление национальных костюмов. Подготовка к защите подпроектов. Приглашение гостей на защиту-презентацию проектов. Защита проектов: "Русский народ. Русская кухня", "Украина. Украинская кухня". (Защита происходит через создание колорита, атмосферы представляемой нации: музыка, обстановка, выступление учащихся в национальных костюмах, приготовление национального блюда, организация национального стола, включение традиционных национальных игр, песен т.п.)
  3. Участие в дне здоровья ОУ, в мероприятие которого включено ознакомление с традиционными играми татарского и башкирского народов (празднование "Сабантуя": перетягивание каната, бой подушками, игры "Наперегонки", "Кто быстрей..."), организация азиатской "Чайхоны": выпекание узбекской лепёшки; представление разного вида чая (пьем чай из пиал, знакомимся с тем, что такое пиала, сколько наливают в нее чая, как через объем чая в пиале показать, что вы рады долгожданному гостю или, наоборот, что хозяева не очень-то желают видеть этого гостя); встреча гостей "Чайхоны"… Работа над подпроектом "Татарско-башкирская кухня": организация встречи с представителями татарского и башкирского народа, подготовка защитного слова для выступления, создание народных костюмов, приглашение гостей. Защита подпроекта с организацией практической деятельности: приготовление блюд: чак-чак и кыстыбый.
  4. Представление промежуточных результатов проекта по трём подпроектам (Школьная газета, школьный сайт, создание фильма о проекте).
  5. Защита подпроекта "Узбеки. Узбекская кухня". Защита проекта. Организация совместной практической деятельности по приготовлению блюда узбекской и таджикской кухни – "Плов". Совместное проведение игр, конкурсов. Создание единого образа всех народностей. Совместное фотографирование. Итог – создание мини видеофильма в рамках проекта "Национальная кухня".

Очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом, поселком, его населением в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, этическую, патриотическую, толерантную функции. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, позволяет задуматься над отношением к друг другу, к окружающим, к взрослым, детям, к истории.

Важно взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта: дети совместно с родителями представляют костюмы, элементы одежды и быта разных народностей из семейных коллекций, включаясь в проводимые совместные мероприятия. 

Реализация мероприятия в форме проектной деятельности вносит новинку в учебный процесс, вызывая положительный настрой и повышая мотивацию по формированию нравственно-патриотических и духовных качеств. Проектная деятельность имеет поисковый характер, включены активные методы обучения и нестандартные формы проведения занятий, что способствует укоренению в сознании учащихся реализуемых образовательных задач.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин