Добрыдина Ольга Викторовна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Внеклассное занятие - 1 класс - "Матрёшка – символ российской национальной культуры"
Цель занятия: Формирование интереса к русской матрешке, как символу российской национальной культуры.
Задачи:
- дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов и национальном сувенире;
- развивать интереса к народному творчеству;
- воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров, вызвать желание создавать красоту своими руками.
Оборудование: деревянные матрёшки (из набора), ларец (чёрный ящик), презентация, иллюстрации с изображением матрёшки, цветные карандаши и фломастеры, раскраски.
Ход занятия:
1. Знакомство с ценностью.
(Открыт 1 слайд – пустой)
Слава нашей стороне,
Слава российской старине!
И про эту старину
Я говорить начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
А расскажу я вам сегодня об игрушке, которая издавна известна в нашей стране.
Отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь и что у меня спрятано в волшебном ларце?
Ростом разные подружки
И похожи друг на дружку.
Все они посиживают друг в дружке,
А всего одна игрушка!
(матрешка)
Дети дают ответы и из ларца достают матрёшку
Конечно, это матрешка, самая необыкновенная игрушка.
Значит, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Совершенно верно! Сегодня мы с вами будем говорить о матрёшке.
(2 слайд ) – тема занятия
2. Осознание и проговаривание ценности на своём языке (познавательная беседа)
(Предложить рассмотреть, потрогать, полюбоваться матрёшкой, раскрыть её секрет.)
Ребята, скажите, какая она - Матрёшка?
Конечно, она красивая, яркая, весёлая. Любуешься на нее и сердце радуется.
Нравится она вам? А чем уникальна эта игрушка? (ответы детей)
Матрёшка – сборная игрушка, можно собрать в одну.
А ещё Матрёшка – самый популярный в мире сувенир. Прекрасный образец народного искусства. Матрёшка – уникальная народная русская игрушка. И она является символом нашей страны, России.
А откуда матрешка к нам в Россию пришла? (догадки детей)
Идея создания деревянной расписной куклы возникла под впечатлением японской игрушки, привезенной из Японии. Увидел российский художник Сергей Васильевич Малютин, фигурку деревянного Фукурумы.
(3 слайд) – старичок Фукурума с семьёй
Такой умным-преумным был этот Фукурума, что его голова растянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его семья, поэтому выражение лица у Фукурума было озабоченным, ведь всю семью нужно как-то прокормить.
Сергей Васильевич был впечатлён японской куколкой. Он решил создать свою, русскую деревянную игрушку. Народному мастеру по дереву Василию Звёздочкину она тоже понравилась.
Сделал он заготовки из дерева, выточил пустые фигурки и отдал художнику расписывать.
( 4 Слайд ) – матрёшка и её семья
Малютин изобразил на первой фигурке девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.
(5 слайд) – русская матрёшка в сарафане с петухом
И так захотелось данной деревянной куколке русское имя отдать!
В то время самое популярное женское имя было Матрёна!
И стали новейшие игрушки Матрешками.
А что означает это имя? (предположения детей)
В его основе этого имени лежит слово - мать. Потому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях было принято иметь по многу детей. Игрушка понравилась и детям и взрослым.
С тех пор и начали народные мастера матрешек по русским селам из дерева вытачивать и расписывать. Разные мастера матрешек расписывали по-своему. Поэтому хоть и похожи матрешки, но всё-таки они разные.
(6 Слайд ) - матрёшки
Точной даты рождения первой матрёшки неизвестно, но создали её примерно в 1898 году. Значит матрёшке уже 117 лет.
А вы знаете, что самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.
3. Проживание ценностных ситуаций и упражнение в ценностном поведении.
Ну, что, если Матрёшка игрушка – значит с ней надо поиграть.
Пока мы знакомились с нашими Матрёшками мы их всех перепутали.
Задание «Найди семейку»
Вам необходимо найти одинаковые матрёшки из одной семейки и поставить их по росту (от большой до маленькой).
Как вы отличили Матрёшек? Что помогло вам при нахождении семьи?
(Форма матрёшек разна, узоры разные, цвет.)
Практическая часть:
А теперь предлагаю вам стать настоящими художниками и украсить Матрешку яркими красивыми цветами (раскрасить Матрёшку)
4. Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях
Подведение итогов
Выставка работ детей.
Рефлексия.
Что интересного вы сегодня узнали, и что вам запомнилось, узнаю из ваших ответов. А за правильный ответ вы получаете смайлик.
- О чём мы сегодня с вами говорили? (О матрёшке)
- Как звали японского деревянного старичка? (Фукурума)
- Кто был первым создателем русской матрёшки? (художник Сергей Васильевич Малютин и мастер по дереву Василий Звёздочкин)
- Кого держала в руках первая матрёшка? (петуха)
- Сколько лет матрёшке? (примерно 117 лет)
Молодцы я вижу, что вы внимательно слушали и всё запомнили, и у нас получилась замечательная выставка из матрёшек.