Нетрадиционные формы урока как средство повышение мотивации обучения детей с умственной отсталостью на уроках профильного труда "Швейное дело"

Якимова Марина Владимировна, учитель профильного труда "Швейное дело", ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" В. А.Сухомлинский.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предъявляет высокие требования к организации образовательной деятельности детей с умственной отсталостью и определяет необходимость поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов в их обучении. Развитие образования в коррекционной образовательной организации, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без использования инновационных технологий. Ключевой позицией обновления специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.

Наша школа, как и многие другие, ищет различные пути реализации основных направлений, одним из которых является инновационная деятельность. Современной школе необходим новый учитель – учитель, способный качественно изменяться и изменять качество образовательного процесса. Особые требования предъявляются к учителю, работающему с умственно отсталыми детьми. Такие дети часто слабо мотивированы, нужны новые подходы для организации учебной и внеурочной деятельности.

Материал программы швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых обучающихся, так как изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, освоение изготовления изделий, обучение планированию, анализу действий и их результатов. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят к равнодушному, отрицательному отношению к урокам швейного дела. Для создания ситуации успеха, побуждения к деятельности, формирования умственно отсталого школьника как личности, формирование учебной мотивации, на уроках швейного дела, можно осуществлять через нетрадиционные формы проведения урока (конкурс, игра, защита проектов, экскурсия).

Используя нетрадиционные формы урока, можно отметить, что у детей появился устойчивый интерес к предмету профильного труда "Швейное дело", что способствует развитию внимания, мышления, памяти, пониманию структуры учебного процесса в целом и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные жизненные ситуации. Повысился уровень самостоятельности и активности обучающихся. Ученики из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть обучающихся с умственной отсталостью социально адаптированными, трудолюбивыми свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. На нетрадиционных уроках профильного труда ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат: обучающиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, что немаловажно для детей с умственной отсталостью.

Применение информационных компьютерных технологий способствует усилению учебной мотивации школьников, открывает резервы образовательного процесса, способствует более полному раскрытию возможностей его участников – ученика и учителя. С целью закрепления пройденного материала ученицы готовят презентации "Виды вышивок", "Вышивка гладью", работая дома с Интернетом. Затем успешно представляют свои работы на уроке. Такая форма работы на уроке придает процессу обучения динамизм и выразительность, повышает информативность урока, увеличивает его эффективность. 

 Ролевые игры, имитирующие реальную жизнь, на уроках позволяют обучающимся более подробно узнать о профессиях швейной отрасли. Одна из таких игр называется "Швейный цех по пошиву постельных изделий", где ученики знакомятся с массовым производством, выбирая и выполняя ту или иную технологическую операцию по изготовлению швейного изделия. Другая игра-"Ателье "Мастерица", где обучающиеся знакомятся с индивидуальным производством, распределяясь по ролям (приемщик, клиент, закройщик) разыгрывают ситуацию по приему заказа в ателье. В каждом случае я обращаю особое внимание учеников на их знания и умения владеть приемами выполнения машинных швов, работать в коллективах, общаться со многими людьми: близкими, знакомыми, с коллегами по работе. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный вклад в общую копилку. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже "отстающий" не комплексует, тоже начинает активно участвовать в решении поставленных задач.

Эффективной формой организации учебной работы являются экскурсии на предприятие, в магазин тканей, в ателье. Уроки - экскурсии прежде всего показывают обучающимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы или раздела предмета профильного труда "Швейное дело". Поэтому работая над изготовлением швейного изделия ("Ночная сорочка", "Юбка" и др.) я с учениками провожу экскурсию в магазин "Текстиль", мастерскую по пошиву и ремонту швейных изделий, где знакомлю с ассортиментом тканей для их пошива. Обучающиеся не только знакомятся, но и сами выбирают ткань и отделочные материалы для своего изделия. На таких уроках ученик может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Активно использую в своей работе такую форму нестандартных уроков, как урок – соревнование ("Самые красивые и умелые"). Основу урока составляют состязания команд при выполнении чередующихся заданий. 

Использование на уроках профильного труда "Швейное дело" элементов метода проектов позволяет активизировать познавательно-практическую деятельность учащихся, сформировать у них умение ориентироваться в информационном пространстве, проводить системный анализ и синтез собранного материала, самостоятельно принимать решения, а также он способствует развитию творческих способностей детей. Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей с математикой, черчением, рисованием. Интеграция прослеживается практически на всех этапах выполнения проекта, начиная с выбора модели, зарисовки эскиза, выбора цветовой гаммы изделия, построения чертежа, расчета расхода ткани и т.д. В ходе такой работы обучающиеся чертят, рисуют, фантазируют, логически размышляют, опытно усваивая целый ряд знаний. 

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Выполненные работы обучающихся не остаются без внимания, организуются различного рода просмотры, как в школе, так и за ее пределами. Наши работы регулярно получают высокие оценки на городских, окружных и всероссийских выставках детского творчества. А в швейной мастерской выставка творческих работ ребят занимает центральное место. 

Следовательно, каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин