Чалко Наталья Александровна, учитель технологии, Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области "Карпинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Карпинск
Получение лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
По данным ряда исследований, одной из основных проблем у большинства лиц с ОВЗ является отсутствие позитивных образов и перспектив профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда. Все это актуализирует необходимость в налаживании системы организационно-методических и практических мероприятий по профориентации, профессиональному самоопределению учащихся.
К причинам субъективного характера, оказывающим влияние на
- профессиональное самоопределение подростков, относят:
- повышенный уровень тревожности молодого человека, связанный с
- самостоятельным выходом на рынок труда и трудностями успешной адаптации в трудовом коллективе;
- недостаточную информированность молодых людей о содержании и
- характере труда, который им показан по состоянию здоровья;
- заниженную самооценку (или, наоборот, завышенные ожидания) личности в плане объективной оценки своего трудового потенциала;
- сложности в самостоятельном поиске личностного смысла трудовой деятельности, в планировании и реализации профессионального пути, исходя из имеющихся экономических, социальных, региональных условий жизнедеятельности в современном обществе.
На уроках технологии я постоянно уделяю внимание вопросам профессиональной ориентации. И уже второй год провожу с выпускниками 8-9 классов элективный курс "Основы профессиональной культуры", задачами которого являются психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры. А также создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов "выбор профессии" стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, "профессионального старта".
В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший:
- что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
- что он есть (личностные и физические свойства),
- что он может (возможности и способности),
- что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Старшекласснику для принятия решения, выбора "старта в профессию" нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
Программа элективного курса реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.
Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных и деловых игр.
Самостоятельно получать знания, необходимые для выбора профессии помогают разработанные мной разноуровневые индивидуальные образовательные маршруты обучения.
Индивидуально-образовательный маршрут №1.
Тема: "Профессиональное самоопределение"
Цель: Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
Задачи:
- Оказание помощи в формировании осознанного выбора дальнейшего маршрута образования и профессиональных намерений;
- Подготовка выпускников к реализации собственных образовательных и профессиональных планов.
Сроки выполнения маршрута: 4 месяца
Требования к уровню подготовки по теме "Профессиональное самоопределение":
- знание требований к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей;
- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
- развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
К оценке необходимо представить:
- сообщение (на тему по выбору);
- результаты выполнения теста;
- результаты самооценки.
Это позволяет конструировать образовательный процесс в соответствии с личностными потребностями, запросами, склонностями и интересами подростка, учитывая его индивидуальные особенности, в том числе характер и темп освоения предметного содержания материала, уровень сложности этого содержания, специфику познавательных процессов, эмоциональное состояние.
Дополнительно к элективному курсу я провожу информационную работу с семьями, занимаюсь трудоустройством подростков на летний период, согласно законодательству РФ в контакте с Центром Занятости города, провожу экскурсии на предприятия и в учебные заведения города и округа, организую встречи с интересными людьми, провожу классные часы и внеклассные мероприятия о профессиях.
Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности, и я надеюсь, что этот элективный курс будет хорошим началом в выборе профессии. Выпускники прошлых лет получают профессии повара, продавца, станочника, парикмахера и успешно работают на предприятиях города.
Учебники и учебные пособия: Учебник Технология 9 класс, (Вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко;
Дополнительная литература:
- Климов Е.А. "Как выбирать профессию?", 1990 год.
- Махаева О. Е., Григорьева Е.Е "Я выбираю профессию" М., Просвещение,1991
- Пряжников Н.С., На пути к выбору профессии. Санкт-Петербург, КАРО, 2003
- Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. Санкт - Петербург.,2003.