В 2018 году в семинаре приняли участие 89 работ в 8 секциях: в I секции (учителей-логопедов) - 17, во II (специалистов и руководителей ПМПК) - 7, в III (педагогов, работающих с детьми с ОВЗ) - 52, в IV (воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ) - 11, в V (руководителей специальных (коррекционных образовательных учреждений) - 1, в VI (секция работников ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ) - 0, в VII (секция работников профобразования, обучающих детей с ОВЗ) - 1, в VIII (секция спецвузовского образования) - 0. Семинар начался в 10:00 (GMT+5) 3 декабря 2018 года, закончился в 10:00 (GMT+5) 17 декабря 2018 года.
В 8 секциях были предложены к обсуждению следующие темы:
- «Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»:
- Инновационные педагогические технологии психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ;
- Индивидуализация обучения. Особая пространственная и временная организация образовательной среды для детей с расстройством аутистического спектра (РАС);
- Разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ и запросов родителей в условиях реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Доступность и открытость информации для родителей;
- Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного обучения.
- «Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»:
- Правовые аспекты деятельности психолого-медико-педагогической комиссии: законодательные новации и перспективы психолого-медико-педагогического сопровождения в системе образования;
- Организация психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС;
- Инструменты оценки качества психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ;
- Проблемы повышения профессионального уровня специалистов ПМПК.
- «Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»:
- Современный урок: эффективная организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ;
- Опыт создания и использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ;
- Инструменты оценки качества психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Мониторинг и самодиагностика;
- Принципы и технологии организации психолого-медико-педагогического сопровождения в ситуации неблагополучия ребенка;
- Адаптация педагогических практик в условиях инклюзивного образования.
- «Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»:
- Инновационные педагогические технологии психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ;
- Инструменты оценки качества психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ. Мониторинг и самодиагностика;
- Взаимодействие воспитателя с ребенком с ОВЗ с позиции личностно-ориентированной модели;
- Опыт работы по социально-личностному развитию детей с ОВЗ;
- Адаптация педагогических практик в условиях внедрения инклюзивного образования.
- «Практика реализации инклюзивного образования и создания «безбарьерной» образовательной среды»:
- Адаптация нормативно-правовой базы образовательной организации при реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
- Организация инклюзивного обучения: правовые и организационные аспекты, проблемы и перспективы реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
- Практика создания «безбарьерной» образовательной и социальной среды в учреждениях общего образования;
- Организация внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ;
- Практика совершенствования материально-технической базы для реализации адаптированных основных образовательных программ в соответствии с требованиями к оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.
- «Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях как основа обеспечения доступного образования детей с ОВЗ»:
- Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях;
- Методики организации психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях дошкольных образовательных организаций;
- Практика взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в русле психолого-медико-педагогического сопровождения.
- «Оптимизация образовательной среды для обучения лиц с ОВЗ в системе профессионального образования »:
- Вопросы организации профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Социально-трудовая реабилитация как цель профессионального образования обучающихся с ОВЗ;
- Практика построения «безбарьерной» среды в системе профессионального образования.
- «Современные практики реабилитации детей с ОВЗ и модели сред подготовки кадров для системы специального образования»:
- Вопросы организации, методика и практика профессиональной подготовки кадров для системы специального образования;
- Факторы и тенденции развития сред профессиональной подготовки кадров для системы специального образования;
- Современные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.
№ п/п | Территория | Кол-во работ | Итого | |||||||
I секция | II секция | III секция | IV секция | V секция | VI секция | VII секция | VIII секция | |||
1. | Екатеринбург | 1 | 0 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
2. | Новоуральск | 2 | 2 | 14 | 6 | 0 | 0 | 1 | 0 | 31 |
3. | Асбест | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
4. | Карпинск | 2 | 1 | 12 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 |
5. | Ачит | 1 | 1 | 8 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 11 |
6. | Нижний Тагил | 0 | 0 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 |
7. | Североуральск | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
8. | Полевской | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
9. | Ревда | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
10. | Березовский | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
11. | Верхний Тагил | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
12. | Ноябрьск | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
13. | Сухой Лог | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
ИТОГО: | 17 | 7 | 52 | 11 | 1 | 0 | 2 | 0 | 90 |
Педагоги и специалисты ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2" (23 человека) представили на суд педагогической общественности 23 своих работы (5 в I секции, 2 во II, 11 - в III, 5 - в IV).
Семинар получил научно-методическую поддержку кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования", что, безусловно, повысило его статус как методической площадки интерактивного общения педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.