Дунаева Екатерина Петровна, учитель, Кожевникова Ирина Владимировна, учитель, ГКОУ СО "Новоуральская школа №1", Новоуральск
Данный урок был разработан для детей 3 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (2 вариант) по предмету "Окружающий социальный мир".
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умении ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умеренной, тяжелой умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных ролей. Поэтому программа учебного предмета "Окружающий социальный мир" позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Конспект урока по теме: "Семья"
Цель: знакомство с социальными ролями членов семьи, их обязанностями
Задачи:
- формировать представления о социальных ролях членов семьи;
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о семье;
- развивать связную речь;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
Оборудование: картинки семьи и членов семьи, пиктограммы действий, альбомы, цветные карандаши, фломастеры
Ход занятия
I. Организационный момент
Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
- О ком речь идет в стихотворении?
- Как, одним словом мы можем назвать всех этих людей? (вывешивается картинка семьи)
- Тема нашего урока: "Семья"
II. Основная часть.
- Семья – это близкие люди, которые живут в одной квартире, в одном доме и вместе ведут домашнее хозяйство. Назовите членов семьи (обучающиеся называют членов семьи, находят картинку и выставляют на доску).
- Сейчас я предлагаю вам взять карандаши и нарисовать свою семью. Чтобы ваши пальчики хорошо работали, выполним пальчиковую гимнастику и еще раз вспомним всех членов семьи.
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папа
Этот пальчик мама
Этот пальчик
Вместе мы одна семья!
- Расскажите кого вы нарисовали (говорящие дети называют, а неговорящие дети показывают на картинку, находящуюся на доске).
- Расскажите о своей семье. С кем вы проживаете?
Физминутка
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова я наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, ни словечка не скажу.
- О каких действиях шла речь в физминутке?
- А кто дома этим занимается? (или "кому вы помогали?")
- У каждого члена семьи есть свои обязанности, поручения, которые они выполняют. А сейчас мы поиграем в игру "Домашние дела".
Игра: "Домашние дела" (пиктограммы)
Правила игры:
Обучающиеся выбирают пиктограммы с действиями и соотносят с членами семьи, объясняя свой выбор.
Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка
Стирает, готовит, одевает, причесывает, пылесосит, подметает, накрывает на стол, убирает со стола, ездит на работу, читает, играет, любит
- Вам необходимо выбрать пиктограмму, на которой обозначено действие. Соотнести эту пиктограмму с членом семьи. Кто выполняет эту работу дома.
Загадки
1. Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребает горы хлама.
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша........(МАМА)
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машиной порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый.....(ПАПА.)
3. Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша.............( БАБУШКА)
4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет
Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)
5. Я этим человеком очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный ....(БРАТ)
6.Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.
Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили......(СЕСТРУ)
III. Итог занятия
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!