О дифференциальной диагностике тяжелых нарушений речи и сходных состояний (несформированность языковых и речевых средств при умственной отсталости и при задержке психического развития)

Храмова Марина Николаевна, ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр", Екатеринбург

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики. Ее решение невозможно без осуществления высококвалифицированного психолого-медико-педагогического обследования и последующего сопровождения образовательных программ. Нередко в работе ПМПК наибольшие трудности возникают при дифференциальной диагностике тех дефектов развития, при которых отдельные клинико-психологические проявления сходны, а иногда почти совпадают.

С одной стороны, интеллектуальные нарушения всегда в той или иной степени сопровождаются недоразвитием речи. Но и, с другой стороны, при выраженном общем речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное развитие интеллекта. Следовательно, для специалистов ПМПК важность, но вместе с тем и сложность представляет вопрос дифференциальной диагностики сходных состояний, а именно общего недоразвития речи (далее ОНР) – прежде всего 1 и 2 уровня – и несформированности языковых и речевых средств при умственной отсталости и задержке психического развития. 

Как известно, ОНР может быть клинически обусловлено такими патологиями, как алалия, дизартрия, афазия, ринолалия, но при всех этих клинических проявлениях мы имеем дело с "..нарушением всех структурных компонентов языка при нормальном физическом слухе и сохранном интеллекте" . Сходные состояния мы наблюдаем и при умственной отсталости: очень часто у умственно отсталого ребенка отмечается наличие дефектов звукопроизношения, нарушения просодической стороны высказывания, страдает лексико-грамматическая сторона речи: ограничен и неточен словарный запас, не развита связная речь и т.д.

При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение личности, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также анализ динамики психического развития ребенка. Дифференциальной диагностике речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь дополнительные методы, например электроэнцефалографическое исследование (у детей с ЗПР преимущественно страдают лобные доли, а у детей с ОНР изменения чаще затрагивают височно-теменно-затылочные зоны).

При разграничении речевого и интеллектуального дефекта мы ориентируемся на следующие критерии:

  1. Характер анатомических поражений центральной нервной системы
  2. Состояние двигательной сферы
  3. Уровень развития познавательной деятельности
  4. Психологические особенности 
    1. Способность к восприятию помощи
    2. Темп усвоения знаний, навыков, способов и приемов деятельности.
    3. Прочность усвоения знаний, навыков, способов действий. 
    4. Темп перехода от одного вида деятельности к другому.
    5. Способность переноса полученных навыков в новые условия или на другие виды деятельности.
  5. Данные о предречевом развитии.
  6. Динамика речевого развития.
  7. Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей.
  8. Состояние грамматического строя речи.
  9. Критичность.

Таким образом, работа специалистов ПМПК требует тщательного комплексного подхода к анализу не только речевого статуса ребенка, но и уточнения данных о его раннем развитии, анализа медицинской документации, тщательного исследования личности. Это позволит грамотно оценить его состояние, определить структуру дефекта, выбрать правильный образовательный маршрут.

Warning: No images in specified directory. Please check the directory!

Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images/stories/2015/02/hramova

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин