Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ

Лютова Ольга Евгеньевна, учитель информатики, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Для обеспечения условия реализации отдельных требований ФГОС ООО, направленных на решение коммуникативных и познавательных задач, формирование общеучебных компетенций обучающихся, разработаны электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по "Информатике и ИКТ". Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Основные цели использования ЭОР:

 

  1. повышение эффективности и качества процесса обучения; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации; повышение активности познавательной деятельности;
  2. развитие личности обучающихся (развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование информационной культуры).

Алгоритмическая подготовка школьника связана в первую очередь с развитием его мыслительных процессов, с формированием умения представлять и обрабатывать информацию различными способами, а также в связи с введением ОГЭ, ГВЭ как формы итоговой аттестации обучающихся. При изучении раздела "Алгоритмы и исполнители" мною выбран ЭОР "Конструктор алгоритмов". Эта программа-конструктор имеет удобный графический интерфейс, доступный и понятный обучающимся основной школы. Наиболее наглядным способом представления алгоритмических структур является блок-схема, в которой используются геометрические фигуры (блоки), соединенные между собой стрелками, указывающими последовательность выполнения действий. Необходимо добиваться понимания того, что все многообразие способов организации действий базируется на конечном числе алгоритмических конструкций. 

Использование блок-схем при изучении раздела дает возможность:

  • наглядно отобразить базовые конструкции алгоритма;
  • сконцентрировать внимание обучающихся на структуре алгоритма;
  • анализировать логическую структуру алгоритма;
  • осуществить проверку правильности разработанного алгоритма.

При изучении тем из данного раздела обучающимся предлагаются задачи: части блок-схем, которых перепутаны. Задание: "Составить блок-схему из предложенных частей для поставленной задачи". Имеется готовый алгоритм решения задачи на нахождения наибольшего числа. Задание: "Изменить алгоритм так, чтобы найти наименьшее число" или "Вычислить значение переменной М по блок- схеме". 

Используя данную программу, учащиеся могут составить алгоритм, проверить его правильность. Детям с ОВЗ необходима наглядность пошагового выполнения алгоритма, особенно при изучении алгоритмов ветвления и циклов (Учитель может "не размахивать" руками, объясняя работу алгоритма). 

     

Преимущества использования "Конструктора алгоритмов":

  1. данная программа работает в Linux (необходима предварительная установка wine); 
  2. программа имеет удобный графический интерфейс, доступный и понятный обучающимся; 
  3. экономит время работы с алгоритмом: можно сразу же находить ошибки при отладке и получать результат; 
  4. имеется презентация-объяснение как работать с программой;
  5. используя данную программу, обучающийся может составлять структурные схемы в домашних условиях, находить ошибки при отладке программы и получать требуемый результат.

К недостаткам относятся:

  1. загрузка и сохранение файла с блок-схемой только в определенном формате программы; 
  2. не распечатывает на бумагу блок-схему; 
  3. неактивна справочная информация о программе;
  4. отсутствует возможность решения задач, ответом которых является высказывание в виде текста (например, "можно", "нельзя"). 

Применение учителем на уроках информатики ЭОР наряду с традиционными способами обучения позволяет обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы и повысить качество обучения.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин