Просвирнина Наталья Викторовна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
В соответствии с планом действий по модернизации общего образованияна 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г, № 1507-р) и введением во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /ФГОС НОО/ наша школа планомерно перешла на новые программы "Школа России" с приложением на электронном носителе. По программе "Школа России" в нашей школе обучаются 1-4 классы.
Система учебников "Школа России" успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год.
Главными особенностями системы учебников "Школа России" являются:
- приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.
Система учебников "Школа России" сегодня - это:
- Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования.
- Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.
- Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.
Усовершенствованная система отличается направленностью учебного материала, способов его представления и методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении комплекса, и в системе заданий, и включении в учебники рубрик: "Наши проекты", "Странички для любознательных", "Что узнали. Чему научились", "Проверим себя и оценим свои достижения" и др.
Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
В обновленных программах реализован современный подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников "Школа России" разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.
Несомненно, ценность системы учебников "Школа России" состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания системы "Школа России".
Система учебников для начальной школы "Школа России" успешно сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации. Именно поэтому она позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, и является наиболее востребованной и понятной учителю.
Электронные приложения к учебникам являются составной частью учебно-методического комплекта по предметам для начального общего образования (авт. М.И. Моро, А.А.Плешаков и др). Отличительная черта электронного приложения – соответствие структуры его построения структуре учебника. Материал по основным вопросам представлен на диске в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль.
Электронное приложение расширяет, дополняет содержание учебника, содержит разнообразные дополнительные мультимедиа ресурсы: решения задач, тренажёры, проверочные работы, развивающие игры и многое другое. Такая тесная связь электронного приложения с учебником значительно расширяет, дополняет его содержание и облегчает их совместное использование в образовательном процессе. Учитель имеет возможность проводить интересные уроки с использованием мультимедиа ресурсов, повышать уровень мотивации учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий.
Для ученика оно открывает возможность углублённого изучения предмета, самостоятельной оценки уровня знаний по предмету, подготовки докладов, рефератов и презентаций, подготовки к олимпиадам и различным конкурсам.
В целом приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК.
Литература
- Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.
- Журнал "Начальная школа" №1, 2008.
- Стадник М. В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. - Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал "Сеть творческих учителей", 2006.
- "Клуба Polymedia - SMART сообщество", a также сайты поддержки пользователей ИД других производителей:
- Виноградова Л. П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
- Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе