Детское пение, как один из способов устранения речевых недостатков

Валиева Алена Алексеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. У таких детей отмечаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. У них речь неразборчивая, аграмматичная, монотонная, маловыразительная, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный. И иной раз специалисты-логопеды с трудом справляются с оказанием помощи по восстановлению и развитию общих речевых навыков.

В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Одной из основных технологий является "Арт-терапия" (музыкотерапия, танцетерапия, сказкотерапия, куклотерапия, смехотерапия и т.д.)

Данная технология способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослым, возникновению мотивации речевого общения, пониманию и активизации словаря, устранению в речи аграмматизмов, учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Хорошим средством для устранения речевых недостатков является пение. Пение само по себе очень полезно: оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, Память, мышление, воображение. Кроме того, пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности. В силу своей доступности занятия пением вызывают у детей положительные эмоции, что, в свою очередь позволяет активизировать их речевую деятельность. В процессе пения основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова. 

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить в домашних условиях, индивидуально или в небольших группах, или на занятиях в школе. Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. 

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно.

Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений, что помогает при пересказе рассказов. При пении песен мы используем дыхание. Известный факт, что пение – это во многом искусство правильного дыхания. Дыхание – основа жизни и функционирования нашего организма. Людям, страдающим заиканием, полезно начать заниматься пением. Особенно это касается детей. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Установлено, что легкая форма заикания может исчезнуть полностью, если человек поёт регулярно. Во всем мире с помощью хорового пения детей лечат от заикания. Главное – это регулярность и систематичность занятий.

Неслучайно в своей работе я стала использовать пение, как один из способов устранения речевых недостатков. Итогом логопедической работы являются праздники правильной речи. И второй год мы с ребятами готовим и показываем мюзиклы. В нем принимают участие дети с разными речевыми нарушениями (дизартрия), а также дети с тяжелыми нарушениями в развитии: это дети с синдромом Дауна и дети страдающие аутизмом. С целью повышения эффективности коррекционной работы привлекаю воспитателей, классных руководителей, родителей, тесно сотрудничаю со всеми специалистами, а особенно с музыкальным работником. 

Подводя итоги данного мероприятия, мне хочется отметить детей, которые поразили своими результатами. Некоторые не могли отвечать на поставленные вопросы, другие испытывали трудности в запоминании коротких стихов, практически у всех при чтении отсутствует выразительность и т.д. В процессе такой работы в общении использовались вербальные и невербальные средства: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков. На протяжении всей подготовки дети хорошо запоминали тексты песен. Слова пропевали так, что было понятно окружающим. Я считаю, что в такой форме: через музыку, сказку, игру- мы помогаем ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям. На таких занятиях дети раскрывают свой актерский талант. Вот почему музыкальная терапия может быть эффективным способом помощи детям с серьезными нарушениями поведения или детям с множественными проблемами. 

Пойте и будьте здоровы!

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин