Шицелова Маргарита Гариевна, учитель-логопед, МАДОУ №8, Сухой Лог
В настоящее время в условиях модернизации отечественного дошкольного образования значимая роль отводится взаимодействию субъектов образовательного пространства. Организация такого сотрудничества особенно важна в ДОУ, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи.
Специфические особенности развития этих детей предполагают выбор эффективных форм и средств коррекционного воздействия. Опыт работы с данным контингентом воспитанников убеждает в целесообразности сотрудничества с родителями.
Эффективной формой взаимодействия с семьей стал "Семейный клуб выходного дня". Деятельность клуба ориентирована на развитие познавательной активности ребенка; его ценностного отношения к себе и миру в целом, а также приобретения социального опыта. Практическая значимость функционирования семейного клуба выходного дня состоит в том, что при вовлечении в совместную деятельность дошкольников и родителей, повышается эффективность коррекционного воздействия.
Приоритетными принципами выстраивания отношений с семьей являются добровольность, личная заинтересованность.
Главная цель деятельности клуба - создание условий, обеспечивающих совместную деятельность родителей, детей и педагогов, направленную на совершенствование речи воспитанников.
Исходя из цели, были сформулированы задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- создать атмосферу общности интересов эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- способствовать формированию коммуникативно-нравственных качеств личности ребенка, навыков культурного поведения;
- развивать речевые способности детей на основе сочетания разных видов деятельности через воссоздание разнообразных коммуникативных ситуаций.
При моделировании взаимодействия с семьей нами были выделены блоки, предусматривающие организацию разнообразных форм работы по направлениям: познавательное, развлекательное и продуктивное. В содержание познавательного блока входят консультации, практикумы, где в роли логопеда чаще выступают родители, тематические беседы, экскурсии и походы. Яркими и запоминающимися стали: деловая игра "Дерево мудрости", экскурсии на ферму в с. Знаменское, в с. Кадниково на Рождество, в контактный зоопарк "Парк бабочек", на муниципальный праздник "Покровские гулянья", поездка в театр эстрады на интерактивный спектакль "Круглый год", участие в благотворительной акции "Помоги малышу".
В содержание развлекательного блока входят: спортивные мероприятия, музыкально- речевые досуги, чаепития. Продуктивными стали: спортивные развлечения "День рождения снеговика", музыкально-речевые досуги "Лесные калядовщики", "Ярмарка знаний".
Содержанием продуктивного блока являются: тематические выставки, конкурсы, мастер- классы для родителей, снежные сооружения. Так совместно с детьми был создан мини- музей на елке: "Рождественское печенье", "Чудо лампочка", "Рождественские ангелочки". Экспозиции музея были представлены в номинации народно-прикладное творчество, на фестивале в УрГПУ "Шаг на встречу". В музейной зоне " Крестьянская изба" усилиями родителей были созданы временные экспозиции, приуроченные к праздникам народного календаря: "Жаворонки весну принесите" - "Прилет птиц", " Пасхальное яйцо"- "Светлая пасха", " Берегиня" - "День земли". При активной поддержке родителей, наши воспитанники ежегодно принимают участие в творческом фестивале "Шаг навстречу" для детей с ОВЗ в рамках проекта "Мир без границ" на базе УрГПУ (г. Екатеринбург), в номинациях "исполнительское мастерство" и "художественное слово". Выступления детского коллектива с показами музыкально-речевых инсценировок "Народные забавы", "На полатях", декламацией стихов заслужили высокой оценки от организаторов фестиваля. Дети были награждены грамотами, памятными подарками.
Сплочению детско-родительского коллектива способствует сооружение снежных построек. В преддверии Нового года родители вместе с детьми слепили на участке детского сада снежные фигуры и организовали под открытым небом музей "Парад Снеговиков". Утром, забавные Снеговики встретили воспитанников. Некоторые из них "ожили" и провели с ребятами игру "День рождения Снеговика".
Таким образом, можно сделать вывод, что созданные условия способствовали совершенствованию коррекционного процесса в ДОУ, повысили качество образовательных услуг нашего учреждения, повысилось качество образования воспитанников. В ходе работы выявлена высокая эффективность функционирования семейного клуба в коррекционной работе, что нашло подтверждение в результатах.
Критериями эффективности деятельности явилось:
- успешная социализация выпускников;
- положительная динамика в состоянии здоровья детей;
- готовность и желание родителей участвовать в формировании предметно - развивающей среды и сопровождении своих детей.