Одним из важных направлений общего образования является развитие системы диагностики и организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей особых категорий. Функционирующая система психолого-медико-педагогического сопровождения детей представлена территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, которые руководствуются международными актами в области прав и законных интересов ребенка, действующим федеральным и областным законодательством в сфере образования, здравоохранения, защиты прав детей.
Савинова Татьяна Александровна, учитель-дефектолог, Шушакова Ирина Ильинична, учитель-логопед, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Деятельность ТОПМПК при ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат" направлена на реализацию комплекса мероприятий по обеспечению психолого-педагогического и медико-социального сопровождения субъектов образовательного процесса закрепленных территорий: Карпинск, Краснотурьинск, Волчанск, Североуральск, Ивдель, Пелым и Нижняя Тура. Основными направлениями работы являются: экспертно-диагностическое, информационно-аналитическое, методическое, консультативное, мониторинг, информационно-просветительское.
Одним из важных направлений сопровождения является оказание консультативно-просветительской помощи родителям (законным представителям) в вопросах коррекции различных недостатков у детей. Специалистами комиссии проведено большое количество индивидуальных консультаций родителей (законных представителей). Самые волнующие проблемы: недостаточная готовность ребенка к школе, дисграфия, дислексия, отставание в развитии, нарушение поведения и др.
В 2009 году на базе ПМПК был создан клуб "Школа для родителей". Работа строилась следующим образом: в процессе сотрудничества ТОПМПК с детскими поликлиниками закрепленных территорий, специалистами-неврологами, детскими психиатрами отбирались семьи, где были дети раннего возраста с проблемами здоровья. Родители по приглашению ПМПК приходили на встречи со специалистами, где обсуждались волнующие их темы.
Начиная с 2008 года реализуется проект "Особый ребенок". Основной целью проекта является оказание консультативно-просветительской помощи педагогам и родителям, участвующим в обучении и воспитании ребенка с отклонениями в развитии. Семинары-практикумы проводятся с целью практического обучения методам и приемам проведения специальных упражнений для наиболее успешного преодоления нарушений. Главный принцип проведения наших родительских встреч: родители должны быть участниками, собеседниками, а не просто слушателями.
Взаимодействие с родителями проводится с привлечением специалистов детской поликлиники. Для педагогов составлены методические и дидактические материалы по преодолению различных отклонений в развитии обучающихся и воспитанников. Пользуются спросом информационные материалы: бюллетени о содержании деятельности ПМПК "Особому" детству - особое внимание", "Родителям о ПМПК", "Причины психических нарушений", "Признаки нарушений в раннем возрасте", буклеты и памятки для родителей содержат хорошо структурированный короткий текст-напоминание.
В качестве канала информирования о своей деятельности используются средства массовой информации. В информационно-аналитической газете "Карпинский рабочий" (приложение "В кругу семьи"), рубрика "Мамина школа" опубликованы советы и практические рекомендации специалистов. С целью обмена опытом с коллегами размещены публикации учебно-методического материала в электронных СМИ социальной сети работников образования: "Сопровождение детей с отклонениями в развитии", "Чужих детей не бывает", "Все дефектологи и логопеды", "Дефектология", "Дефектологи". Интернет-сайты публикуемых методических разработок: "Сообщество взаимопомощи учителей" (http://pedsovet.su/), "Современный учительский портал" (http://easyen.ru/), "Методический центр. Научные, учебные и методические издания" (http://www.numi.ru/), "Персональный сайт учителя-дефектолога" (http://oligo.ucoz.ru/dir/nauka_i_obrazovanie/8), "Инфоурок" (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Работа сайта ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат" (раздел "Деятельность ТОПМПК") позволяет систематически общаться с родителями, давать рекомендации и информировать их о проводимых мероприятиях.
Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития и воспитания. Из опыта работы с родителями выявляется, что их интересуют вопросы домашней коррекции, возможность общения и обмена информацией между собой. Понимание актуальности данной проблемы способствовует созданию необходимой корригирующей среды в домашних условиях.
В принятых Правительством Российской Федерации документах отмечается, что дети с ограниченными возможностями должны обеспечиваться квалифицированным психолого-педагогическим сопровождением. Построение эффективной системы сопровождения позволяет решать проблемы развития и восстановления детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей-инвалидов.
Ребенок с проблемами в здоровье не может изменить мир, но должен научиться приспосабливаться к существующим условиям. Детям ограниченных возможностей нужен шанс, чтобы показать себе и обществу право на активное существование в умственном и физическом плане.