Балеевских Елена Михайловна, учитель начальных классов, Валова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 14", Полевской
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предъявляет особые требования не только к условиям и методам обучения, но и к процессу оценивания:
- Оценивание должно является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс (осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года).
- Оценивание должно быть критериальным. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогу и обучающимся. Критерии могут вырабатываться ими совместно.
- Обучающиеся должны быть включены в оценочную деятельность, приобретая навыки самооценивания и взаимооценивания.
Существуют разные виды оценивания:
- Формирующее - дает возможность ученикам иметь представления о пробелах в своих знаниях, а также о том, что необходимо сделать для улучшения своих результатов. А учителя могут вносить изменения в процесс преподавания.
- Итоговое оценивание используется в конце изучения учебной темы. Помогает учителю планировать свою работу в будущем.
Цели оценивания:
- Оценивание потребностей – позволяет определить в начале учебной темы исходные знания учеников, разработать план обучения.
- Отслеживание прогресса обучения.
- Демонстрация понимания.
Существуют различные методы оценивания:
- Дневник;
- Портфолио;
- Собеседование;
- Проверочный лист;
- Дискуссия;
- Наблюдение;
- Рефлексия;
- Анализ письменных работ.
Инструментарии оценивания также различны: критерии оценивания; проверочные листы, тесты, проверочные работы.
В своей работе мы часто используем критерии оценивания и считаем, что данный вид деятельности имеет ряд преимуществ для работы с обучающимися с задержкой психического развития:
- Одни и те же критерии могут использоваться на различных учебных предметах, курсах внеурочной деятельности и коррекционных занятиях.
- Могут использоваться обучающимися как для самооценивания, так и для взаимооценивания, а также это готовые клише для формулирования отзывов и комментариев о продуктах и результатах деятельности.
- Использование критериев оценивания повышает эффективность обучения, т.к. критерии демонстрируют характеристику деятельности.
- Помогают обучающимся с ЗПР анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников, развивают адекватную самооценку и взаимооценку, что очень важно для детей с ЗПР.
- Знакомят с терминологией и точными описаниями учебной деятельности.
Нами были разработаны следующие критерии оценивания качеств и умений (см. Приложение):
- Умение анализировать работу на уроке;
- Самостоятельность и умозаключение;
- Умение взаимодействовать в группе;
- Коммуникабельность.
А также критерии оценивания продуктов и результатов деятельности:
- Письменная работа;
- Мультимедиа презентация;
- Устный доклад;
- Чтение художественного произведения.
На основе данных критериев оценивания можно разработать проверочный лист и руководство по бальной системе, чтобы рассчитать количество баллов за ту или иную работу, что создает в некотором роде соревновательный момент и тоже повышает учебную мотивацию.
Учитель, используя в своей работе такой подход к оцениванию, даёт возможность стать обучающимся с задержкой психического развития активными участниками образовательного процесса.
Критерии оценивания умений и навыков
№ |
Умения/навыки |
5 (отлично) |
4 (хорошо) |
3 (удовлетворительно) |
2 (неудовлетворительно) |
1 |
Умение анализировать работу на уроке |
Я активно работал на уроке, понял тему, могу сам выполнить аналогичное задание |
Я не достаточно активно работал на уроке, материал понял, могу сам выполнить подобное задание |
Материал понял не достаточно, нужны еще дополнительные упражнения |
Материал понял, выполнить задание могу только с учителем |
2 |
Самостоятельность, умозаключение |
Я могу четко, объяснить чему я научился. Я определяю сильные и слабые стороны своей работы, сделать выводы |
Я могу четко объяснить, чему я научился. Я определяю сильные и слабые стороны своей работы, мне сложно сделать вывод |
Я могу четко объяснить, чему я научился, но не могу определить сильные и слабые стороны своей работы, Я не могу сделать вывод |
Я не могу объяснить, чему я научился, не могу сделать выводы даже с помощью педагога |
3 |
Взаимодействие в группе |
Сам распределили обязанности, выслушали все точки зрения, пришли к единому мнению |
Сам распределили обязанности, выслушали все точки зрения, не смогли договориться |
Распределили обязанности, выслушали не все точки зрения, при обсуждении начали конфликтовать |
Не смогли распределить обязанности, вступили в конфликт |
Коммуникабельность |
Я слушаю внимательно, могу пересказать информацию. Я успешно задаю и отвечаю на вопросы по презентации. |
Обычно я слушаю, могу ответить на вопросы по услышанной информации. Я задаю и отвечаю на вопросы по презентации. |
Я стараюсь слушать, однако часто отвлекаюсь. Я редко задаю вопросы и коротко отвечаю на вопросы, заданные мне. |
Я слушаю невнимательно, мешаю другим, не помню о чем говорили Я не задаю и не отвечаю на вопросы. |
Критерии оценивания продуктов деятельности
№ |
Умения/навыки |
5 (отлично) |
4 (хорошо) |
3 (удовлетворительно) |
2 (неудовлетворительно) |
1 |
Чтение художественного произведения |
Чтение плавное, творческое, передает эмоциональное настроение произведения, без ошибок |
Чтение плавное, выразительное, единичные ошибки |
Чтение порывистое, эмоционально бедное, ошибки |
Чтение невыразительное, не помогает передать смысл произведения, много ошибок |
2 |
Письменная работа |
Я сам прочитал задание, понял инструкцию и выполнил без ошибок |
Я сам прочитал задание, понял его и выполнил, сделал несколько ошибок |
Задание не понял, потребовалось разъяснение учителя или одноклассника, допустил ошибки |
При выполнении письменной работы допустил большое кол-во ошибок |
3 |
Мультимедийная презентация |
Тема раскрыта полностью, оформление соответствует требованиям (стиль, изображения, шрифт), соблюдены авторские права |
Тема раскрыта полностью, оформление не соответствует требованиям (стиль, изображения, шрифт), соблюдены авторские права |
Тема раскрыта не полностью, оформление не соответствует требованиям (стиль, изображения, шрифт), не соблюдены авторские права |
Тема не раскрыта |
4 |
Устный доклад |
Тема раскрыта полностью, хорошо ориентируется в содержании, свободно отвечает на вопросы |
Тема раскрыта полностью, не достаточно ориентируется в содержании, затрудняется отвечает на вопросы |
Тема раскрыта не достаточно, не может ответить на вопросы |
Тема не раскрыта |