Мельман Надежда Григорьевна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Окружающий мир. 3 класс
Тема: "Разнообразие животных"
Цели:
- Познавательная: Систематизировать знания о животном мире, их отличительных признаках, особенностях.
- Образовательная: Развивать интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
- Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к животному миру.
Планируемые результаты: обучающиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся называть основной признак животных; называть животных с помощью атласа - определителя; находить новую информацию, систематизировать её; работать в паре, в группе; работать с таблицами и кластерами.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебники, энциклопедии.
Ход урока
1.Организационный момент:
Начинаем наш урок.
Надеюсь, он пойдёт вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать.
2. Стадия вызова.
-Отгадайте загадки:
Блещут в речке чистой
Спинкой серебристой (Рыбы)
Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло. (Сова)
Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит.
Цари его боятся, короли страшатся,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
-О ком эти загадки?
Предполагаемые ответы:
-О животных (Заполнение кластера)
-Как вы думаете, всё ли нам известно о животных?
Предполагаемые ответы:
-Нет, нам хотелось бы узнать больше.
Сообщение темы и целей урока.
-Познакомимся с многими группами животных и продолжим составление кластера.
3. Стадия осмысления.
Знакомство с группами животных.
- 2 слайд. - Эти животные всем знакомы. (показываются иллюстрации: червей, пиявок) Дайте название по рисунку. Какую пользу приносят черви?
- 4 слайд. - Эта группа животных имеют мягкое тело, у некоторых оно защищено раковиной. О каких животных идет речь? Назовите представителей. (Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары).
- 6 слайд. - Эти животные имеют клешни. Кто это? (Раки, крабы). Какую группу животных они образуют? (Ракообразные)
- 8 слайд. Тело этих животных покрыто иголками, живут они в море. Как они называются? (Иглокожие). Назовите представителей. (Морские звёзды, морские лилии, морские огурцы, морские ежи).
- 10 слайд. - Найди лишнее: паук, скорпион, сенокосец, пчела. (Пчела – насекомое, остальные паукообразные). Какая особенность у паукообразных? (У них 4 пары ног)
- 12 слайд. - Эта группа животных может жить в воде и на земле. Как они называются? (Земноводные). Почему они называются земноводные? Назовите представителей.
- 14 слайд. - Эти животные имеют панцирь, тело некоторых покрыто чешуйками. Всю жизнь ползают, пресмыкаются. (Пресмыкающиеся). Каких представителей вы знаете?
Работа в парах.
-Какое животное говорит о себе?
-Какое животное называет 2 буквы алфавита, когда кричит?
- Почему животных назвали млекопитающими?
Физкультминутка "А ну-ка, все вместе!".
-А ну-ка прихлопнем все в раз!
(дети хлопают в ладоши 2 раза)
-Так делают только у нас!
-А ну-ка мяукнем все в раз!
(Дети: "Мяу-мяу!")
-А ну-ка гавгавкнем все в раз!
(Дети: "Гав-гав!") и т.д.
Работа в группах с текстом учебника (стр.87-90) . Метод активного чтения: маркировка с использованием значков "V", "+", "-", "?" (По мере чтения текста их ставят на полях справа).
Инсерт
"V" |
"+" |
"-" |
"?" |
Поставьте на полях "V", если что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете. |
Поставьте на полях "+", если то, что вы читаете, является для вас новым. |
Поставьте на полях "-", если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете, или думали, что знаете. |
Поставьте на полях "?", если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Итогом работы должно стать продолжение составления кластера, где животные будут поделены на 11 групп.
4.Стадия рефлексии.
- Как итог урока, составим синквейн. Схема написания синквейна на доске. -Какое слово было ключевым?
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Предложение из 4 слов
Обобщение, вывод
Учащиеся выполняют работу в парах, выбирают лучшую.
-На следующем уроке узнаем об особенностях питания животных.
Можно взять на рефлексию следующий приём:
- Задайте "тонкие" и "толстые" вопросы по теме урока:
Толстые ? |
Тонкие ? |
дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... |
кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно ли... |
Домашнее задание: повторить изученные группы животных, выполнить задание на с.93, при необходимости использовать энциклопедию.