Организация профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Чалко Наталья Александровна, учитель технологии, Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области "Карпинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Карпинск

Получение лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

По данным ряда исследований, одной из основных проблем у большинства лиц с ОВЗ является отсутствие позитивных образов и перспектив профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда. Все это актуализирует необходимость в налаживании системы организационно-методических и практических мероприятий по профориентации, профессиональному самоопределению учащихся.

К причинам субъективного характера, оказывающим влияние на

  • профессиональное самоопределение подростков, относят:
  • повышенный уровень тревожности молодого человека, связанный с
  • самостоятельным выходом на рынок труда и трудностями успешной адаптации в трудовом коллективе;
  • недостаточную информированность молодых людей о содержании и
  • характере труда, который им показан по состоянию здоровья;
  • заниженную самооценку (или, наоборот, завышенные ожидания) личности в плане объективной оценки своего трудового потенциала;
  • сложности в самостоятельном поиске личностного смысла трудовой деятельности, в планировании и реализации профессионального пути, исходя из имеющихся экономических, социальных, региональных условий жизнедеятельности в современном обществе.

На уроках технологии я постоянно уделяю внимание вопросам профессиональной ориентации. И уже второй год провожу с выпускниками 8-9 классов элективный курс "Основы профессиональной культуры", задачами которого являются психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры. А также создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов "выбор профессии" стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, "профессионального старта". 

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший: 

  • что он хочет (цели, жизненные планы, склонности), 
  • что он есть (личностные и физические свойства), 
  • что он может (возможности и способности), 
  • что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Старшекласснику для принятия решения, выбора "старта в профессию" нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Программа элективного курса реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных и деловых игр. 

Самостоятельно получать знания, необходимые для выбора профессии помогают разработанные мной разноуровневые индивидуальные образовательные маршруты обучения. 


Индивидуально-образовательный маршрут №1. 

Тема: "Профессиональное самоопределение" 

Цель: Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

Задачи:

  1. Оказание помощи в формировании осознанного выбора дальнейшего маршрута образования и профессиональных намерений;
  2. Подготовка выпускников к реализации собственных образовательных и профессиональных планов.

Сроки выполнения маршрута: 4 месяца

Требования к уровню подготовки по теме "Профессиональное самоопределение":

  • знание требований к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей; 
  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;

 К оценке необходимо представить:

  • сообщение (на тему по выбору);
  • результаты выполнения теста;
  • результаты самооценки. 

Это позволяет конструировать образовательный процесс в соответствии с личностными потребностями, запросами, склонностями и интересами подростка, учитывая его индивидуальные особенности, в том числе характер и темп освоения предметного содержания материала, уровень сложности этого содержания, специфику познавательных процессов, эмоциональное состояние. 

Дополнительно к элективному курсу я провожу информационную работу с семьями, занимаюсь трудоустройством подростков на летний период, согласно законодательству РФ в контакте с Центром Занятости города, провожу экскурсии на предприятия и в учебные заведения города и округа, организую встречи с интересными людьми, провожу классные часы и внеклассные мероприятия о профессиях. 

Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности, и я надеюсь, что этот элективный курс будет хорошим началом в выборе профессии. Выпускники прошлых лет получают профессии повара, продавца, станочника, парикмахера и успешно работают на предприятиях города.

Учебники и учебные пособия: Учебник Технология 9 класс, (Вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко;

Дополнительная литература:

  1. Климов Е.А. "Как выбирать профессию?", 1990 год.
  2. Махаева О. Е., Григорьева Е.Е "Я выбираю профессию" М., Просвещение,1991
  3. Пряжников Н.С., На пути к выбору профессии. Санкт-Петербург, КАРО, 2003
  4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. Санкт - Петербург.,2003. 
  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин