Дрягина Людмила Юрьевна, учитель русского языка и литературы, Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области "Карпинская школа-интернат", реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы, Карпинск
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.
Задачи урока:
- Развивать умение учащихся выразительно читать значимые эпизоды, анализировать поведение героя; составлять характеристику героя.
- Развивать коммуникативные навыки через участие в диалоге при обсуждении проблемы; формировать умения защищать творческие работы.
- Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь учащихся к своей семье, дому. Сформировать правильное понимание, какую семью можно считать счастливой.
Эпиграф: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.", - Л.Н.Толстой.
Учитель: Ребята, у нас сегодня очень интересная тема (зачитать тему урока). Мы поговорим о роли дома и семьи в жизни каждого человека и, в частности, главного героя повести Ивана Сергеевича Тургенева Герасима. Я уверена, что между человеком и его домом существует невидимая, но очень тесная связь. Лев Николаевич Толстой писал (зачитать эпиграф).
- Ребята, какие пословицы и поговорки о доме и семье вы знаете?
(учащиеся называют пословицы)
Учитель: А теперь давайте обратимся к образу Герасима. Расскажите, пожалуйста, как жил Герасим до того, как его по приказу барыни привезли в город. (Учащиеся отвечают, уточнить значение слов «тягловый мужик», «крепостной»).
Учитель: Очевидно, что Герасим сроднился с землёй и перенёс на неё свою любовь, столь же мощную, сколь и его сила. Деревня, родная земля - вот его дом, и другого герою не надобно.
- А как жила барыня? (Учащиеся зачитывают эпизоды из текста)
Учитель: Да, несмотря на многочисленное потомство, настоящей семьи, доброго и тёплого дома у этой женщины никогда не было.
-Почему?
( учащиеся отвечают, что она очень капризная и своенравная, избалованная и бессердечная, часто притворяется больной, несчастной, обиженной; характер вздорный, неуживчивый).
- Как отнёсся насильно разлучённый с землёй Герасим к городской жизни?
- Как повёл себя Герасим в чуждых для него условиях?
- Как относился Герасим к своим обязанностям?
- Как обустроился Герасим?
Физминутка. (1 минута)
Учитель: Однако герою не хватает именно дома и семьи. Он невольно ищет близкую себе душу, находя её в прачке Татьяне, которую с самого детства держали в чёрном теле, а ласки она никакой никогда не видела.
- Как Герасим заботился о Татьяне? Почему именно Татьяна привлекла внимание Герасима? (Индивидуальное сообщение учащегося)
- Как менялось отношение Татьяны к Герасиму? (Индивидуальное сообщение учащегося)
Учитель: Казалось бы, ничему хорошему в жизни несчастного богатыря уже не быть, но оказывается, что судьба именно в день расставания с Татьяной посылает ему свой последний, щедрый и горький, как окажется впоследствии, подарок: маленького, щуплого щенка, которого чья-то злая рука бросила в реку. И вновь оттаивает сердце закаменевшего, казалось бы, в своём горе и одиночестве Герасима: герой обретает существо, остро нуждающееся в заботе и защите, существо, которое поистине стало смыслом его жизни.
- Что изменилось в жизни Герасима с появлением Муму?
(Учащиеся зачитывают отрывок из повести)
- Как изменилась Муму? (Учащиеся зачитывают)
Учитель: Именно семья, Муму, которая стала для немого и дочерью, и другом, то есть самым родным и близким существом на всём свете, дала Герасиму полное ощущение счастья и довольства своей судьбой. Однако этому счастью недолго суждено было длиться: по приказу капризной и вздорной барыни собаку убирают со двора.
- Что же в это время происходит с Герасимом?
(работа с текстом - эпизод «Поиски Герасимом Муму»)
Учитель: Их встреча – это настоящее счастье для обоих, когда самые близкие существа после трагического расставания вновь обретают друг друга.
- Почему же Герасим не смог уберечь Муму от гибели? Почему он был вынужден сам умертвить собаку?
(Индивидуальное сообщение учеником о гибели Муму).
Учитель: Не в силах был крепостной пойти против воли своей хозяйки, уже в третий раз лишающей его надежды на обретение дома, семьи и счастья. Однако если раньше глухонемой безропотно подчинялся барскому приказу, то теперь после гибели несчастной Муму, в душе этого степенного, сдержанного, основательного человека пробуждается протест.
(Учащиеся зачитывают эпизод, как Герасим собирает пожитки и уходит из усадьбы). (Ученик готовит выразительное чтение шествия Герасима в деревню).
Учитель: Наверное, именно встреча с родной землёй-матушкой даёт Герасиму силы для дальнейшей жизни, хотя незаживающая рана в его душе останется до конца жизни: ведь ни женщины, ни собаки в избёнке немого богатыря нет и никогда уже не будет. Глубоко погребена мечта его о счастье семейном, о доме, о родной душе рядом.
В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас перенесёмся в атмосферу вашей семьи. Вы писали сочинения, делали рисунки, посвящённые этой теме. Зачитайте ваши сочинения или отрывки, что для вас значат дом, семья, как сберечь тепло в родном доме, как сделать его по-настоящему тёплым, уютным, привлекательным?
(Ученики зачитывают свои сочинения и показывают рисунки) .
В заключение я хочу поблагодарить вас за активное участие в уроке и ещё раз напомнить: заботясь о благополучии своего дома, мы тем самым заботимся и о себе, о своём будущем.
Дом, как известно всем давно, -
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвратиться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,-
Это твой дом.
(Е. Куменко)