Лешенкова Людмила Сайдахмадовна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Цели: воспитание чувства патриотизма, а также чувство гордости и уважения к своему народу, чувство милосердия и сострадания к ближнему.
Цель: показать на примерах из жизни и литературы, что человек может воспитать в себе качества характера.
Задачи: ознакомление учащихся с понятиями: смелость, решительность, "внутренняя сила человека";
- привитие детям понимания, что смелость и решительность, а также внутренняя сила очень важна человеку для его хорошего поведения и построения нормальных человеческих отношений с другими;
- формирование у ребенка умения осознать, оценить, управлять своей внутренней силой.
Формирование УУД:
- Личностные УУД:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
- формирование мотивации к обучению и познанию
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
- формирование уважительного отношения к иному мнению
- Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
- Познавательные УУД:
- осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
- формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
- Коммуникативные УУД:
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
- формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
- формирования умения слушать и вступать в диалог.
План занятия
- Организационный момент..
- Сообщение темы занятия
- Работа с книгой
- Рассказ презентация "Герои наших дней"
- Работа в микрогруппах.
- Устная работа над смыслом пословиц.
- Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня мы с вами снова почитаем рассказы Ирины Краевой о весёлом мальчике по имени Колямба.
Чтение рассказа "Скрытый талант"
2. Обсуждение прочитанного.
Вопросы:
- Кто такой Виталик?
- Каким он был мальчиком? как относились к нему окружающие?
- За что полюбила его бабушка Колямбы и сам Колямба?
- Как вы помаете, какой скрытый талант у мальчика Виталика?
- Можно ли сказать что он по-настоящему действовал смело и решительно?
- Можно ли назвать Виталика-героем?
- Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.
Герой - кто это?
- Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
- Главное действующее лицо литературного произведения.
Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Как вы понимаете слово "подвиг"? ( Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре
Подвиг - самоотверженный героический поступок.
Портрет героя
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения;
- качества характера;
Обсуждение по вопросам:
- Каков внешне должен быть герой?
- Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
- Герои – это люди особой профессии?
- Может, как-то особенно надо воспитывать героя?
- Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
- Ребята, а ведь Виталик - это не вымышленный герой!
Каждый год, по подсчетам сотрудников МЧС, около 10 детей совершают геройский поступок. Кто они эти мальчики и девочки, совершившие недетские поступки? Один слыл в школе отстающим, никогда не был лидером в классе, а потом взял да и спас, рискуя жизнью, четверых детей.
Вадим Нестерчук за один день из плохого ученика превратился в гордость школы. Вряд ли кто-то, смотря на этого подростка-двоечника из многодетной семьи, видел в нем героя. А он взял да и спас, рискуя собственной жизнью, четверых детей.
- Если бы не Вадик, малыши могли просто сгореть заживо. Это было 28 декабря. Мать сорванцов Екатерина Аниканова пошла за новогодними подарками для детей. За старшего оставили шестилетнего сына. Малыши играли на веранде и не заметили как самый младший, двухлетний Вовочка откуда-то достал спички и поджег кресло. Языки пламени быстро распространились по квартире: вслед за креслом загорелся шкаф, а потом все дальше и дальше. Вместо того чтобы выскочить на улицу, дети от испуга забились в дальний угол детской и стали звать на помощь. Бесстрашный подросток по очереди передал четверых малышей соседке, а сам полез в самое пекло, чтобы проверить, никого ли не осталось в доме. Удивительно, но парень решил спасти дом от пожара: перекрыл газ, выкрутил предохранители, открыл окна, уже вместе с подоспевшими на помощь двумя подростками затушил пожар. Только благодаря мальчику, дом не сгорел полностью.
- На счету 16-летней Наташи Беликовой две спасенные жизни. Первый раз она не дала утонуть мальчику, когда самой было всего восемь лет, а год назад вернула буквально с того света пятилетнего Женьку. Дело было в 2006 г., в апреле. Мальчишки отправились порыбачить на местное озеро. И пока старший Руслан занимался удочками, младшие устроили соревнование — кто дальше бросит палку в воду. Женька размахнулся, поскользнулся, кубарем полетел с обрыва в воду и стал тонуть. Парни стали звать на помощь. Наташа в это время как раз гуляла с подружкой. Увидела — беда, и прыгнула в воду. С третьей попытки вытащила горемыку на берег, а он не дышит. НЕ УМИРАЙ! — Тебе нельзя умирать, ты еще маленький, у тебя мама хорошая, — девчонка положила малыша на колено и стала стучать по спине, стала делать искусственное дыхание. Наконец Женька ожил и закашлялся. Максим завернул брата в свою курточку и понес домой. Вместе с ними пошла и замерзшая Наташа. "Я хотела убедиться, что его мама дома и окажет ему дальнейшую помощь, — рассказывает девочка". С тяжелым воспалением легких на следующий день малыш попал в больницу. В соседней палате с бронхитом оказалась и его спасительница. Парное молоко, картофельное пюре и свежий бульон — Женина мама носила уже двоим. Теперь Наташу называют крестной мамой Жени. После того случая Наташа мечтает поступить в Черкасский институт пожарной безопасности. Эмчеэсовцы наградили девочку знаком отваги и пообещали, что она сможет поступить по собеседованию.
- Девятиклассника из Иркутской области, который спас тонущего малыша, наградили медалью "За мужество". Подвигу все возрасты покорны. Это доказали двадцать юных героев со всех уголков России. Торжественная церемония их награждения состоялась в Москве 3 ноября в канун празднования Дня народного единства. Медаль "За мужество в спасении" оказалась и у подростка из Иркутской области, 16-летнего Ивана Ткачука.
- В пятницу, 30 октября, в школу №73 Ярославля приехали сотрудники МЧС, чтобы наградить ученика четвертого класса Женю Ощепкова. Мальчик оказался настоящим героем, попав в сложную ситуацию, не растерялся и, по сути, спас свою семью. Жене вручили благодарственное письмо от начальника управления МЧС по Ярославской области и подарки.
- Уфимский третьеклассник потушил пожар в своем доме и спас пятилетнего брата. Приехавшим на вызов огнеборцам осталось только залить тлеющие головешки. Это случилось в уфимском Затоне, в частном доме Курбановых на улице Чкалова. Погожим сентябрьским днем 9-летний Данька остался дома вдвоем с пятилетним братом. Была суббота, в школу не надо – знай себе отдыхай. Мама спокойно ушла на работу: третьеклашка давно уже стал в доме главным помощником – и пол подметет, и мусор вынесет, и посуду вымоет, да еще и готовить научиться обещал. С таким парнем точно не пропадешь.
- В Надымском районе 14-летний подросток спас маму и сестренку. Восьмиклассника Вячеслава Иванова поблагодарили за проявленный героизм. Замначальника ОМВД России по Надымскому району Роман Соколов вручил благодарственное письмо за проявленную смелость восьмикласснику Ягельной школы Вячеславу Иванову. Парень спас свою маму и младшую сестренку. Как рассказали в УМВД по ЯНАО, ДТП произошло 7 октября на трассе "Аэропорт – компрессорная станция "Надымская". Машину занесло, и она упала в ручей. В салоне находились водитель и мама с двумя детьми. Водитель смог выбраться, но позже умер, захлебнувшись водой. Женщина и 6-летняя дочка не могли выбраться. Девочка повисла на ремне безопасности, а маму зажало деформированной дверью и льдом. Но подросток не растерялся. Разбил одно окно и вытянул сестру. Потом – второе окно. Когда он помогал выбираться из автомобильного плена матери, машина уже полностью была в воде. - Таким храбрым парням, как Вячеслав, будут всегда рады в силовых структурах России, - говорит Роман Анатольевич. — Поэтому в будущем хотелось бы видеть его среди наших коллег -сотрудником органов внутренних дел!
Работа по микрогруппам. На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой. (Обмен мнениями, основные качества появляются на экране).
Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, "герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше".
Мы должны помнить, что есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях.
Вспомним жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо)
на необитаемом острове, сего победой над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.
Попробуйте победить себя и вы поймете что такое подвиг.!
Обсуждение смысла пословиц:
- После драки много храбрых.
- Если у тебя есть мужество, дело не будет тяжелым.
- Крепости покоряются отважным!
Давайте порассуждаем на этими пословицами?
(Высказывания обучающихся)
Подводим итог: какие черты характера формируют русские пословицы?
Заключительная минута тишины. Приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. – Послушаем свое сердце и помолчим... в каждом из нас бьётся любящее сердце, способное на сострадания, самопожертвование, на подвиг ради ближнего!
( звучит мелодия ) Фредерик Шопен – Мелодия любви
Благодарю вас за общение, мне приятно было вести беседу с вами. И давайте поблагодарим друг друга теплом наших сердец и возьмемся за руки. Спасибо. До скорой встречи.
– В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть смелым и решительным.
Список литературы и электронных источников
- http://nsportal.ru/
- http://festival.1september.ru/
- www.vikipedia.ru
- Дорогой мужества / Сост.: Кузнецов В.А., Иванов А.Т. – М.: Политиздат, 1988. – 351 с.: ил.
- Колямба , внук Одежды Петровны / И. Краева.М.2014.-70с. ил.
- http://www.openclass.ru