Трегубова Светлана Николаевна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Цель: Познакомить обучающихся с историей и современностью родного города.
Задачи:
- формировать представление о малой Родине;
- расширить знания о родном городе, о его улицах, достопримечательностях;
- развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю;
- воспитывать устойчивый интерес к самостоятельной и коллективной деятельности, побуждать к использованию знаний и умений в практической деятельности;
- стимулировать желание обучающихся проявлять творческую инициативу, наблюдательность.
Оборудование: презентация; карта Свердловской области; компьютер; наглядные пособия; фотографии г. Новоуральска; музыкальное оформление.
Планируемые результаты: имеют представление о родном городе; знают понятие "символика"; формируют ответы – вопросы педагога.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практический.
Ход занятия
Звучит песня "С чего начинается Родина" М. Матусовского. Обучающиеся входят в класс под музыку и садятся на стулья, которые стоят полукругом около доски. На доске висит кроссворд.
- Мы начинаем наше занятие. А чему оно посвящено вы узнаете, если отгадаете кроссворд.
Кроссворд
1.Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (герб)
2.Над рекой, поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку по спине
Он ходить позволил мне. (мост)
3.Место, где мы живем. (город)
4. Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва: она… (столица)
5.Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны. (гимн)
6.У него названий много:
Триколор, трехцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело – сине – красный… (флаг)
7.Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья. (Родина)
Воспитатель: Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы живем. Это место, где живут близкие нам люди, это самое дорогое, что есть у человека, это Земля, где трудились наши предки)
Чтение стихотворения "Что мы Родиной зовем?"
- Родина – это страна, в которой мы живем.
- Как она называется? (Россия)
- А как называется столица нашей Родины? (Москва)
Россия – ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчана славой,
И нет другого у тебя пути!
Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить ее – это жить с ней одной жизнью, знать ее историю, уважать традиции. Тема нашего занятия "Моя малая Родина"
"Малая Родина"
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья,
Ласковая Родина малая моя!
Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, моя улица, моя школа…
Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
- Сегодня мы с вами будем говорить о месте, где вы родились и выросли, где живут ваши близкие люди, о прекрасной природе, которая нас с вами окружает. Назовите свою малую Родину. (г. Новоуральск) А как называется край, область, в которой мы с вами живем? (Свердловская) Давайте подойдем к карте Свердловской области. Как называется главный город Свердловской области? (Екатеринбург) Он отмечен большим кружком. А маленьким кружком отмечен г. Новоуральск – наша малая Родина. Кто знает, сколько лет нашему городу? (62) Если вы любите свой город и гордитесь им, вы должны знать историю. Сейчас я вам немного расскажу об истории возникновения нашего города.
Становление города связано с УЭХК, строительство которого началось в 1946 году, а через 3 года предприятие выпустило первую продукцию. Название город не имел. Это был просто строительный поселок. Вместе с заводом строился и развивался рабочий поселок. История города очень необычна: многие здания и улицы образовались раньше, чем официально появился Новоуральск. Долгое время нашего города не было на карте России, так как населенный пункт был закрытым, "секретным" и считалось, что люди живут здесь "за колючей проволокой". Город, действительно, был "засекреченным", так как на градообразующем предприятии — Уральском электрохимическом комбинате — обогащали уран, делая начинку для атомных бомб, а иностранцам этого знать не следовало. До 1954 года поселок строителей и создателей секретного завода не имел ни статуса, ни названия. Только 17 марта 1954 года Указом Президиума Верховного Совета рабочий поселок был преобразован в город Новоуральск. К этому времени в городе насчитывалось 35 магазинов, 6 столовых, 2 поликлиники, стационар. Работали к/т "Родина", Театр оперетты, музыкальная школа, службы быта. Работали детские сады, ясли, 8 школ, техникум, вечерний институт, гостиница "Урал", стадион, Дом отдыха, пионерский лагерь, водная станция. Название города открыто не использовалось. Почти 40 лет город жил под именем Свердловск – 44. 4 января 1994 года название города стало открытым. Название говорит само за себя — Новый город на Урале. И, действительно, наш город новый и молодой, официально ему всего 62 года. Новоуральск расположен в красивейшем месте, среди гор, лесов и озер.
- Как у всех городов, у нашего города есть свой герб. (показ)
- Герб – это не только маленькая информация о городе, это то, чем город гордится. Итак, чем жители нашего города гордятся?
- В нашем городе есть 95 улиц и у каждой улицы свое название. Некоторые из них мы услышим от вас. Вы подготовили презентацию "Улица, на которой я живу". Каждый из вас расскажет о своей улице: Почему она так названа и какие достопримечательности есть на ней. (Рассказы обучающихся с показом иллюстраций)
Физкультминутка
- Утром рано мы встаем (поднять руки вверх и опустить через стороны),
Город видим за окном (показать руками на окно).
Он проснулся, он живет (руки на поясе, пружинки в обе стороны),
Нас на улицу зовет (ходьба на месте).
Дома бывают разные: высокие и низкие (поднять руки вверх опустить),
Далекие и близкие (вытянуть руки и приблизить к себе),
Деревянные, панельные, кирпичные (передвигать рукой, как будто считаем)
Вроде бы обычные (развести руками).
Мы живем, мы растем в нашем городе родном (постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять исходное положение).
Воспитатель: Мы продолжаем путешествовать по нашему городу. Вы узнаете еще много интересного. Сейчас вы разделитесь на 2 группы (обучающимся предлагается взять цветной квадратик. По цветам будут определены группы). (Работа в группах).
- Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, горы, небо, солнце. Это природа. У нас очень богатые леса, красивая природа. В лесу, который окружает наш город, обитает много животных, растет много хвойных и лиственных деревьев. Я хочу предложить вам небольшую игру, которая поможет нам повторить и запомнить растения и животных нашего края. У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова. Что у вас получилось?
Игра "Животные и растения края"
Обучающиеся должны прочитать названия растений и животных.
КВЛКВОКВСКВЬКВ (лось)
РСВРСОРСЛРСКРС (волк)
МНЗМНАМНЯМНЦМН (заяц)
БГЛБГИБГСБГАБГ (лиса)
ТКРТКЯТКБТКИТКНТКАТК (рябина)
ВЖОВЖЛВЖЬВЖХВЖАВЖ (ольха)
ФШЕШЛФШЬШФ (ель)
КРОКСРКИРНКРАКР (осина)
-Мы уже с вами много говорил о достопримечательностях нашего города, об улицах города. Я предлагаю вам игру.
Игра "Сложи слово"
Из букв сложить название улицы и достопримечательность этой улицы.
(Когда дети будут отгадывать слова, то за каждый правильный ответ группа получает бумажные силуэты зданий, деревья, цветы, салютики)
Художественное творчество детей.
Создание композиции "Мой город".
Воспитатель: Я дам вам большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая городская улица, дам бумажные силуэты зданий, цветы, деревья, салютики. А теперь самое главное. Каждый из вас маленький художник и фантазер. Вы сейчас создадите коллективную композицию, украсите свою улицу зданиями, деревьями и цветами. Нужно дать название вашей улице.
(Звучит музыка, дети выполняют задание)
- Итак, наши улицы готовы. Как вы назвали свою улицу? (дети рассказывают, что они изобразили)
Рефлексия
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, мы сегодня с вами много говорили о нашем городе. Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия?
Помогите мне составить рассказ о нашем городе. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.
- Мы живем в городе… (Новоуральске)
- Жителей города зовут… (Новоуральцы)
- Наш город молодой. Ему лет… (62 года)
- В городе есть главная улица…(Ленина)
- В городе есть… (школы, д/с, магазины)
- На улицах города растут: липы, тополя…
- У г. Новоуральска есть свой символ… (герб)
- Мы очень любим свой родной … (город)
- И мы хотим, чтобы он был… (красивым, уютным и чистым)
Воспитатель: Я надеюсь, что занятие вам понравилось. Спасибо за труды и внимание!