Практика взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

Орехова Светлана Александровна, учитель-логопед, Чеботарева Ольга Вячеславовна, музыкальный руководитель, МАДОУ № 21, Североуральск

С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих МДОУ, увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе специалистов и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Организация работы с семьей - это длительный процесс и очень кропотливый. Труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Основные этапы взаимодействия с родителями, можно разделить на 4 основных блока: диагностический блок, блок повышения педагогической культуры родителей , блок совместных видов деятельности родителей и детей , блок информационно-наглядного просвещения 

Подробно остановимся на блоке совместных видов деятельности.

  • Проектная деятельность;
  • Звуковые игры (брейн-ринг; КВН, счастливый случай, викторины)
  • Фотоальбомы: " Моя семья" , " Как я провел лето" , " Я в детском саду"  и т.д.;
  • Практические занятия для родителей.;
  • Организация " круглых столов" , родительских конференций, детских утренников и праздников и т.д. 

Как показала практика, наиболее удобной формой работы с родителями являются тематические лекции с показом занятия ,причем темы практических занятий соответствуют лекционным. Поэтому для детей с ОВЗ была составлена программа " Волшебные нотки здоровья"  по логоритмике. Приведем пример одного из практических занятий для родителей по данной программе для детей старшего дошкольного возраста.


Тема " Логоритмика ,как средство стимулирования активной речи у детей с ОВЗ" .

  1. Выступление учителя- логопеда "  Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций."
  2. Выступление музыкального руководителя "  Активизация деятельности мозга через ритмические движения"
  3. Логоритмическое занятие "  Краски Осени"  с практикумом для родителей.

Ход занятия 

Под музыку " Ах, какая осень!" (З. Роот) дети заходят в зал "змейкой"  с кленовыми листочками в руках.

Муз.руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие не простое, а волшебное. Но сначала нам надо поздороваться.

Музыкальное приветствие " Я здороваюсь везде"  (пропевание текста

соответствующими движениями)

Логопед

В лес осенний на прогулку 

Приглашаю вас пойти. 

Интересней приключений

Нам, ребята, не найти

Но сначала, давайте вспомним, какие приметы осени вы знаете.

Игра "  Скажи полным ответом"  Кому листок я передам, тот примету и назовет( Осенью часто идут дожди и т.д.)

Упражнение на развитие координации слова с движением и мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика " Осень" :

Муз.руководитель.

Ребята , вот мы с вами и очутились в осеннем лесу. Смотрите, не потеряйтесь!

Коммуникативная игра " Ну, где же ты?" 

Логопед.

Ребята, посмотрите, что я нашла в осеннем лесу? (обращаем внимание на цветок)

Что это за цветок, он не низок не высок. Почему же он серого цвета? 

Поняла, его тётушка-непогодушка заколдовала.

Что же нам делать? Как вернуть ему все краски осени?

Упражнение для развития чувства темпа и pитмa.

Муз .руководитель.

Давайте пропоём небольшую песенку о листочках и отобьём ритм кубиками.

Игра " Листочки летят"  (проводится 2-3 раза с ускорением темпа 

Пока дети исполняют песню воспитатель открывает 1 листок! (красный)

Ура! Тётушка-непогодушка вернула краску!

Логопед

Ой, ребята, я что-то слышу.(запись ветра)

Это ветер прибежал и листочком зашуршал.

Дыхательное упражнение " Осенние листочки" 

И листики начинают опадать. Как называется это явление?( листопад)

Муз.руководитель. 

Игра " Листопад"  с пропеванием гласных

Воспитатель.

Смотрите, ребята, непогода ещё одну краску осени нам вернула!(желтый)

Муз .руководитель.

Предлагаю вам прокатиться по осеннему лесу на лошадке.

Ритмодекламация с палочками (под музыку) " Скачут,скачут.две лошадки" 

Слова Н. Кучинской Музыка Ф. Лещинской

Используются разные варианты ударов деревянных палочек на каждый слог

Логопед.

Приглашаем родителей вместе с нами покататься (дети пропевают песню, родители отбивают ритм по показу музыкального руководителя).

Воспитатель.

Смотрите как непогодушке песня понравилась. Какой красивый цвет появился!(зеленый)

Звучит музыка дождя(" Звуки природы" ).

Муз.руководитель.

На что похожа музыка. (на капли дождя) 

А какой дождь осенью?( холодный, мелкий, моросящий)

Игра-массаж " Дождь" 

Итог занятия 

Логопед.

Ребята, наш цветок почти раскрылся. Он сияет разными красками. Значит он какой? (разноцветный) а последний лепесток останется таким, т.к. тётушка –непогодушка нашла и себе местечко на нашем цветке. Осень не всегда радует нас солнышком. Но мы всё равно её любим и подарим на прощание ей песню.

Песня " Осень золотая"  сл. и муз. Л. Старченко

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин