Зыкина Людмила Владимировна, преподаватель, ГБПОУ СО "Северный педагогический колледж", Серов
Вопросы социальной, культурной и образовательной инклюзии детей с ОВЗ являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. В связи с этим, возникает потребность изменения системы профессиональной подготовки будущих педагогов. Это подтверждает и анализ результатов опроса среди педагогов детских садов и школ, который свидетельствует о том, что педагоги-практики испытывают значительные трудности в организации и осуществлении коррекционно-развивающего и инклюзивного образования детей, следовательно, необходима пропедевтическая теоретическая и практическая подготовка будущего педагога, ориентирующегося в вопросах образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
С учетом современных тенденций развития системы образования и на основе материалов маркетинговых исследований, проведенных в северных территориях Свердловской области, в Северном педагогическом колледже в 2013-2014 учебном году впервые начался набор студентов на новые специальности: 44.02.04 "Специальное дошкольное образование"; 44.02.05 "Коррекционная педагогика в начальном образовании". В 2016 году состоялся первый выпуск студентов по данным специальностям.
Подготовка по названным профессиональным программам подготовки специалистов среднего звена с учетом требований ФГОС позволило подготовить новое поколение педагогов к работе с различными категориями детей.
В рамках реализации ФГОС СПО педагогами колледжа разработаны вариативные междисциплинарные курсы "Основы коррекционной педагогики" и "Специальная психология", которые изучаются студентами всех специальностей: "Дошкольное образование", "Педагогика дополнительного образования", "Преподавание в начальных классах"; разработаны и реализуются вариативные профессиональные модули. Например: ВПМ. 07. Организация деятельности воспитателя ДОУ для детей с недостатками речевого развития для специальности "Дошкольное образование".
Ежегодно в колледже проводятся научно-практические конференции по актуальным проблемам. В 2012 году конференция была посвящена теме: "Содержание и технологии педагогической деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности". Цель конференции: обсуждение и осмысление современных подходов к работе с различными категориями детей, имеющих особые образовательные потребности. Активными участниками конференции стали студенты и педагоги Северного педагогического колледжа. Они не только совместно с педагогами колледжа были модераторами секций, но и представляли свой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С целью закрепления полученных знаний, студенты колледжа проходят учебную и производственную практику не только в учреждениях коррекционной направленности, но и в общеобразовательных учреждениях и детских садах, где совместно с детьми с сохранным развитием обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В рамках практики студенты проводят наблюдение за ребенком с ОВЗ, анализируют полученные результаты, разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут этого ребенка.
Ежегодно студенты 2 курса специальность "Преподавание в начальных классах" проходят летнюю практику в филиале ГБОУ "Юность Урала" летнем оздоровительном лагере "Дружба". В течение месяца студенты организуют летний оздоровительный отдых детей на разных возрастных отрядах. Каждое лето в этом лагере отдыхают и дети с особенностями в развитии. Поэтому на лагерных сборах студенты на практике закрепляют те знания, которые получили на лекциях.
Необходимым условием развития профессиональных компетенций студентов является участие их в конкурсном движении. Так в 2016 году наш колледж впервые вступил в движение WorldSkills. В феврале в Свердловской области проходил Региональный этап национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). Северный педагогический колледж по компетенции "Преподавание в младших классах" представляла Каткова Светлана Ивановна, студентка специальности "Коррекционная педагогика в начальном образовании". В рамках чемпионата участникам предлагалось выполнить разные задания. Например, будущим учителям провести родительское собрание, урок, и внеурочное занятие, подготовить доклад и выступить с ним на методическом объединении. Для проведения разных видов заданий привлекались волонтеры и обучающиеся школы г. Екатеринбурга. Несмотря на переживания и волнения, Светлана продемонстрировала профессиональные компетенции на высоком уровне. Благодаря этому и личностным качествам она завоевали уважение не только у экспертов и участников конкурса, но и у детей и педагогов, которые наблюдали процесс соревнований. Светлана Каткова при выполнении каждого задания старалась учитывать специфику получаемой ею специальности. Так, проводя урок, она подбирала дифференцированные задания для детей, имеющих разные образовательные потребности. Как результат, Каткова Светлана Ивановна по компетенции "Преподаватель в младших классах" завоевала золотую медаль и первое место. Она представляла Свердловскую область на полуфинале в Уральском Федеральном округе и так же заняла первое место и право представлять наш округ на Национальном чемпионате WorldSkills Russia (результат - 4-е место).
Колледж позиционирует себя как центр профессионального развития и сопровождения педагогических кадров севера Свердловской области, в связи с этим разработаны и готовятся к реализации дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки:
- Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки "Коррекционная педагогика в начальном образовании" (510 часов);
- Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации "Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья на ступени начального общего образования" (72 часа);
- Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации "Содержание и технологии специального дошкольного образования" (72 часа).
Таким образом, подготовка будущих специалистов к реализации коррекционно-развивающего образования в общеобразовательных организациях в Северном педагогическом колледже ведется целенаправленно и систематически, учитывая при этом сетевой принцип взаимодействия.