Чурилова Наталья Витальевна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат № 6", Екатеринбург
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие всех учащихся. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Целью программы психологического сопровождения реализации ФГОС НОО является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся начальной школы и их успешного обучения, а также оказание психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса для овладения им специальными знаниями и педагогическими технологиями для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- Разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций учащихся начальной школы.
- Систематическое отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения.
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Методы работы: пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение.
Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.
В структуре деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС НОО выделяем 3 основных направления:
- участие в разработке и реализации системы оценки УДД;
- создание развивающей среды;
- развивающие и коррекционные мероприятия с детьми, участие в работе внутришкольных консилиумов.
Ожидаемые результаты:
- Наличие системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в начальной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы.
- Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.
- Мониторинг сформированности УУД на уровне начального общего образования и динамики психологического развития у всех учащихся.
- Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД.
- Сформированность положительного отношения к школе и навыков комму-никативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия.
- Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.
Психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность в условиях реализации ФГОС НОО при инклюзивном обучении. Рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволят сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.