Назарова Татьяна Михайловна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Ревдинская школа", Ревда
В настоящее время деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) занимает одно из ведущих мест в системе общего и специального образования и представляет собой усовершенствованную форму оказания диагностических и консультационных услуг населению.
Значительный рост числа детей с различными недостатками развития и принятие Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями предъявляют специфические требования к работе специалистов ПМПК и обуславливают необходимость комплексного анализа коммуникативной и речевой деятельности детей различного возраста. Эффективность логопедической работы в рамках ПМПК во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития, а наличие грамотного взвешенного логопедического заключения позволяет определить образовательную программу и организационную форму обучения и развития, адекватную возможностям ребенка в условиях реализации ФГОС.
В ходе комплексного обследования ребенка на ПМПК учителю-логопеду необходимо решить следующие задачи:
- Обнаружить наличие или отсутствие отклонений в речевом развитии ребенка.
- Определить характер дефекта с точки зрения первичности или вторичности речевого недоразвития или компонента сочетанного дефекта.
- Выявить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, письме, чтении) и какие факторы влияют на их проявление.
- Подобрать терминологию при формулировании логопедического заключения по итогам диагностики с учетом основного дизонтогенеза.
- Спрогнозировать степень обучаемости ребенка в аспекте формирования полноценной речевой деятельности, наличие рисков в освоении программного материала, продумать, в каких специальных образовательных условиях ребенок нуждается.
Для понимания специфических особенностей структуры речевого дефекта, правильной организации комплексной диагностики и определения путей совершенствования коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями необходимо полное всестороннее изучение клинических и психолого-педагогических данных. Поэтому учитель-логопед до начала обследования участвует в беседе с родителями, изучает медицинскую и педагогическую документацию, представленные продукты деятельности ребенка, выясняет запрос родителей, анамнестические данные и данные об индивидуальных особенностях ребенка.
Обследование речи ребенка чаще всего не представляет собой отдельного диагностического этапа и осуществляется учителем-логопедом в процессе реализации комплексного обследования посредством наблюдения за ребенком и активного слушания его речи. При необходимости специалист имеет возможность провести дополнительные логопедические пробы.
Логопедическое обследование предполагает диагностику следующих компонентов речевого развития у ребенка и отслеживается учителем-логопедом при проведении различных методик обследования:
- импрессивная сторона речи: отслеживается понимание вербальных инструкций, предложно-падежных и сложных грамматических конструкций, нелепиц, скрытого смысла и др.;
- лексико-грамматическая сторона речи, связная речь изучается при составлении рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин, пересказе текста, при выполнении заданий на исключение понятий на предметном и вербальном уровне, учитывается умение ребенка отвечать на вопросы, общая осведомленность, особенности развития гнозиса и др.);
- особенности фонетической стороны речи, слоговой структуры слова изучаются учителем-логопедом на протяжении всей процедуры обследования и, если есть необходимость, дополнительно;
- строение и функции артикуляционного аппарата изучаются, если у ребенка имеются нарушения фонетической стороны речи, для этого предъявляются статические и динамические артикуляционные пробы;
- фонематические процессы: контроль за речью во время обследования, выявление случаев смешения акустически близких слов, нарушения слоговой структуры слова, пробы на сформированность навыков звуко-буквенного анализа, изучение письменных работ (диктант, списывание) и навыков чтения у ребенка.
Диагностика речевого развития осуществляется качественно и относительно быстро. С одной стороны, она обладает принципиальной собственной специфичностью, но с другой – "включена" во многих своих аспектах в обследования других специалистов ПМПК, что при жестком дефиците времени проведения всего обследования позволяет минимизировать дублирование оценки речевой деятельности ребенка разными специалистами и не потерять значимой информации.
Выводы всех специалистов ПМПК согласовываются, и формулируется коллегиальное заключение ПМПК, на основе которого составляются рекомендации по организации специальных условий получения образования ребенком. При подготовке рекомендаций специалистами ПМПК используются Методические рекомендации по реализации ФГОС для детей с ОВЗ, разработанные специалистами ТПМПК Свердловской области. Опираясь в основном на данный документ, специалисты прописывают в заключении рекомендованную образовательную программу (в соответствии с выводами ПМПК), особенности организации образования, специальные образовательные условия, направления психолого-педагогической коррекции, медицинское сопровождение врачей-специалистов и, если есть необходимость, дополнительные рекомендации.
На этапе информирования законных представителей ребенка учитель-логопед совместно с другими специалистами консультирует родителей о том, какие речевые нарушения имеются у ребенка, какова степень их выраженности, по каким направлениям и в каких условиях следует осуществлять коррекционную работу.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что процедура логопедического обследования ребенка на ПМПК представляет собой своеобразную технологию и имеет свои особенности, отличающие ее от процедуры независимого консультативного приема учителя-логопеда. Специалисты ПМПК работают как единая команда, что способствует составлению грамотного взвешенного заключения и позволяет определить образовательную программу и организационную форму обучения, адекватную возможностям ребенка.