Курганская Елена Федоровна, учитель физической культуры, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Здоровый образ жизни школьника – это эффективный способ сохранить и улучшить здоровье на протяжении всего периода обучения в школе. Одним из наиболее важных компонентов, составляющих основу здорового образа жизни, является физкультурно-спортивная активность.
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль на занятиях дополнительного образования школьников с ОВЗ. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде. Деятельность педагога дополнительного образования перекликается с основной деятельностью как учителя, но имеет свою определенную специфику. Мною разработана и реализована программа по дополнительному образованию "Общая физическая подготовка с базовой ориентацией на спортивную игру волейбол".
Занятия дополнительного образования ОФП с элементами спортивных и подвижных игр направлены на двигательную активность из раздела спортивных игр "волейбол".
Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач детей с ограниченными возможностями. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием. Занятия направлены не только на то, чтобы усвоить суть и правила игры, но и на овладения навыками игры. Овладение техникой и тактикой в совершенстве – процесс сложный и трудоёмкий, он требует больших совместных усилий преподавателя и обучающихся, учета их физиологических особенностей.
Актуальность данной темы в том, что только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом особенностей обучающихся, можно достичь хороших спортивных результатов в волейболе. В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включён как раздел в комплексную программу по физической культуре средних общеобразовательных школ, а также является целостной программой в дополнительном образовании.
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами. Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие.
Для того чтобы стать волейболистом, необходимо овладеть соответствующими двигательными навыками. В период от 11 до 14 лет наблюдается особенно большой рост показателей быстроты движений. В этом возрасте закладываются основы будущих достижений в волейболе.
Развитие интеллекта у учащихся коррекционной школы позволяет им усваивать учебный материал, но необходимо с самых начальных этапов обучения детей с ОВЗ использовать индивидуальный подход .
Таким образом, с самого начала спортивной подготовки юных волейболистов разносторонняя общая физическая подготовка (ОФП) развёртывается вокруг двигательных навыков. Занятия волейболом, построенные с учётом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками, оказывают благоприятное воздействие на школьников. В обучении юных волейболистов большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения.
Таким образом, если в течение школьного возраста у детей с ограниченными возможностями здоровья в достаточной степени развиваются физические качества и повышаются функциональные возможности организма, это в известной степени создаёт благоприятные возможности для оздоровления детей посредством игры в волейбол и мотивирует к самостоятельным занятиям.
Спортивные занятия по волейболу содействуют решению основных задач физического воспитания юных волейболистов в том плане, чтобы по окончании школы они могли без ущерба для здоровья и с достаточно высокой работоспособностью включиться в производительный общественно-полезный труд. Поэтому в процессе спортивно-оздоровительной подготовки учащихся необходимо разносторонне воздействовать на их физическое развитие и обучать жизненно важным двигательным умениями и навыкам.
Систематические занятия в дополнительном образовании расширяют функциональные возможности организма учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обогащают их двигательный опыт разнообразными двигательными навыками, что в конечном счете создаёт предпосылки для более быстрого овладения трудовыми навыками.
Успех в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений. При систематическом применении они являются хорошим средством разносторонней технической подготовки и воспитания тактических умений, уже начиная с 11-12 лет. Посредством специальных упражнений занимающиеся правильно и быстро овладевают рациональной техникой волейбола. Одна из особенностей занятий волейболом с учащихся с ОВЗ состоит в том, что необходимо разнообразить совершенствование одних и тех же технических приёмов, менять обстановку, так как дети быстро устают от однообразной работы. Занятия немыслимы без состязаний, они органически входят в учебно-тренировочный процесс. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований.
Целью моей педагогической деятельности являлось проведение исследования на определение качества развития у обучающихся приемов игры в волейбол через педагогический эксперимент.
Гипотеза: если на учебно-тренировочных занятиях по волейболу с учащимися применять специфические средства и методы обучения, можно добиться повышения уровня спортивных результатов (на примере технической подготовки).
Наше исследование проводилось на базе школы ГКОУ СО "Новоуральская школа №2" города Новоуральска. В исследовании участвовали учащиеся 8-9 классов в количестве 24 человек, из них экспериментальная группа - 12 человек и контрольная группа – 12 человек (учащиеся школы). В экспериментальную группу вошли учащиеся группы второго года обучения волейболу. Учащиеся занимаются волейболом второй год по 1 часу 1 раз в неделю на базе школы. Для обучения учащихся преподаватель использует апробированную программу "Общая физическая подготовка с базовой ориентацией на спортивную игру волейбол".
В начале исследования мы проанализировали программу по волейболу и программный материал по волейболу в программе по физической культуре для общеобразовательных школ. В комплексной программе на спортивные игры с 5 по 9 классы отводится 90 часов, т.е. на каждый класс по 18 часов. В содержание программного материала по спортивным играм (волейболу) входят технические и тактические приёмы. На техническую подготовку отводится 39 часов. Можно сделать вывод - в школьной программе недостаточно часов на овладение тактическим и техническим приёмам игры в волейбол. Следующим шагом исследования было проведение контрольных упражнений. Учащимся контрольной и экспериментальной групп были предложены упражнения. Верхняя передача мяча двумя руками над собой за 1 минуту и максимальное количество раз, нижняя передача мяча двумя руками над собой за 30 секунд и максимальное количество раз, подача из 10 раз.
Результаты исследования получились следующие: средний балл у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы. Это связано с решением специфических задач у учащихся учебно-тренировочной группы второго года обучения и применяемых средств и методов, количеством часов.
Мы пришли к выводу, что при обучении игре в волейбол у учащихся с ОВЗ появляется заинтересованность к занятиям физической культурой и спортом, что является необходимой частью популяризации волейбола и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения игре в волейбол, можно быстрее достичь хорошего результата, так как они облегчают процесс освоения технических и тактических приёмов игры. Необходимо учитывать и особенности учащихся, уровень их физиологических данных и физической подготовки, так как перегрузки могут привести к формированию отрицательного отношения к игре волейбол и к занятию спортом.
Для детей данного возраста волейбол рассматривается как одна из возможностей проявить себя, принять участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств ребенка, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.
Успех в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, которые направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма.
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей и особенностей детей. Безусловно, знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами.