Зянтерекова Евгения Владимировна, учитель физической культуры, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2",Новоуральск
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. В материалах ФГОС понятие "внеурочная деятельность", рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.
В нашей школе осуществляется работа, как с обычными детьми, так и c детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Данные дети не имеют серьезных противопоказаний для занятия в секции баскетбола, но требуют особый подход в работе с ними. В частности, одним из важных условий является индивидуальный подход. Группа воспитанников с ОВЗ весьма неоднородна, характерными особенностями таких детей являются различные нарушения в развитии: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, задержка и комплексные нарушения развития. Таким образом, на занятиях необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка.
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта для организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Специфика двигательной деятельности тренировочных занятий способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объём поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость). Спортивная секция обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить учебный и тренировочный процесс получать положительные сдвиги в развитии организма, формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков.
Основными задачами на каждом занятии являются: получение знаний в области баскетбола и усвоение правил игры, приобретение опыта участия в соревнованиях, развитие самодисциплины и самоконтроля, развитие волевых качеств, укрепление здоровья и закаливание организма, воспитание патриотизма и трудолюбия, воспитание чувства коллективизма, чувства личной ответственности, профилактика вредных привычек, приобретение навыков контроля состояния здоровья. Развитие физических качеств обязательное условие для каждого занятия, способствующее повышению двигательной подготовленности детей. Главное в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, чтобы занятия вызывали интерес, были эмоциональными, носили игровой характер.
Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева "Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении" (НГЦ, Н. Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся детей проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия раскрывают возможности игрока в нападении и защите. Подразделяются на индивидуальные и командные.
Занятия баскетболом способствует не только физическому развитию, но и обеспечивают положительное воздействие на соматическую и нервную систему ребёнка, на его моторику как биологическую предпосылку и основу психического развития и роста. Одновременно оказывается корректирующее воздействие на познавательную деятельность ребёнка, вовлекая его умственные силы на выполнение тех или иных действий, которые предстоит выполнять. Специфической особенностью работы спортивной секции в коррекционной школе является то, что она направлена не столько на достижение детьми высоких спортивных показателей, сколько на всестороннее физическое развитие и коррекцию имеющихся дефектов.
Список литературы
- Ашмарин Б.Т. Теория и методика исследований в физическом воспитании. – М., 1978.
- Бабаринский Ю.К. Требования к современному уроку. – Гомель, 1981.
- Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташкина. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с. ISBN-5-7301-0039-6.
- Ашмарин Б.Т. Теория и методика исследований в физическом воспитании. – М., 1978.
- Бабаринский Ю.К. Требования к современному уроку. – Гомель, 1981.
- Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташкина. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с. ISBN-5-7301-0039-6.
- Борякова Н.Ю.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. 2003. - № 2
- Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176
- Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004.