Балеевских Елена Михайловна, учитель начальных классов, Валова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ ПГО "СОШ № 14, Полевской
С внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов перед педагогом поставлены нелегкие задачи: научить детей самостоятельному поиску и критической обработке информации, увлечь обучающихся новыми творческими учебными направлениями. Одним из таких направлений являются учебные сетевые проекты - дистанционное, в онлайн-режиме при сопровождении педагога (в домашних условиях - родителей), взаимодействие детей по решению поставленной задачи и практическому применению знаний, умений и навыков.
В соответствии с планом сетевого взаимодействия образовательных организаций Полевского городского округа в 2017-2018 учебном году реализуется сетевой проект "Бажовский край". Проект посвящен 300-летнему юбилею г. Полевского. Инициатором и базовой площадкой для проведения проекта является МБОУ ПГО "СОШ № 14". Положение о сетевом проекте утверждено приказом ОМС Управление образованием Полевского городского округа № 176-Д от 18.09.2017 г.
Проект реализуется в рамках следующих направлений, обозначенных в программе развития МБОУ ПГО "СОШ № 14".
Информатизация учебного процесса как средство дифференцированного обучения в адаптивной школе.
Воспитание юного гражданина на основе социокультурных и исторических достижений, традиций народов России.
Сетевая организация внеурочной деятельности учащихся специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития (проект "Сеть").
Цель проекта - сохранение исторической памяти о малой Родине, о ее природных, культурных и промышленных достопримечательностях и памятниках, знаменитых земляках.
Задачи:
- привлечение внимания младших школьников к истории родного города и формирование активной гражданской позиции обучающихся;
- выявление, поддержка и поощрение детских коллективов, занимающихся проектной и научно-исследовательской деятельностью;
- создание условий для развития ИКТ-компетентности обучающихся, педагогов, родителей;
- формирование "инклюзивного мышления" обучающихся, педагогов, родителей;
- создание условий для повышения самооценки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, закрепления веры в свои силы и возможности.
Проект выстроен в идеологии инклюзивного образования, хотя изначально планировался только для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития, легкая умственная отсталость). Об участии в проекте предварительно заявили двадцать три команды обучающихся 2-4 классов из образовательных организаций Полевского городского округа, и значительная часть из них - дети с ограниченными возможностями здоровья.
Участие в проекте дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья практически единственную возможность повысить ИКТ-грамотность, так как в силу материальных трудностей и низкого образовательного уровня родителей "особые дети" не имеют компьютерного оборудования дома. В рамках внеурочной деятельности обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают возможность работать на компьютере в классе, однако налицо острая необходимость в компьютерной технике для организации работы над проектом в рамках специального (коррекционного) класса для детей с ограниченными возможностям здоровья.
Проектный контент расположен на блог-платформе http://bajov.blogspot.ru/.
Страницы блога созданы в соответствии с этапами проекта и расположены в виде вкладок на главной странице. Отдельно выделена страница "Таблица продвижения команд". Проект "Бажовский край" содержит несколько этапов (Приложение 1).
Разработка и реализация аналогичных проектов являются актуальными для обеспечения доступности и разнообразия форм образования для самых разных категорий детей. Главное, что проект носит не разрозненный и развлекательный характер, а является тематическим и направлен на достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.
Данный проект является третьим по счету аналогичным проектом, поэтому вобрал в себя опыт и лучшие наработки прошлых двух лет. Проекты 2015-2016, 2016-2017 учебных годов представлены на всероссийских научно-практических конференциях "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" (г. Екатеринбург, май 2017 г.) и "Современные решения в развитии содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие обеспечения равных возможностей для получения качественного образования" (г. Екатеринбург, ноябрь 2017 г.) и получили высокую оценку.
Результат реализации проекта проявится в следующих качественных изменениях:
- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и родителей - соответствие ФГОС;
- развитие познавательной активности учащихся, следствие - повышение учебной мотивации;
- развитие коммуникативных умений, преодоление предубеждений относительно детей с ограниченными возможностями здоровья, следствие - облегчение социальной адаптации, повышение самооценки, формирование толерантного отношения;
- преодоление тревожности, замкнутости, агрессивности, следствие - коррекция психоэмоционального состояния обучающихся;
- приобретение дополнительных знаний о родном крае, следствие - осознание себя как гражданина, переживание чувства патриотизма;
- повышение уровня ИКТ-компетентности школьников, педагогов, родителей.
Мониторинг успешности реализации проекта будет осуществляться на основе педагогического анализа успешности деятельности обучающихся, анкетирования родителей на предмет удовлетворённости организацией проектной деятельности, наблюдением за протеканием адаптационных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья, экспертной оценки специалистов ОМС Управление образованием ПГО и др.
Результаты реализации проекта планируется представить на web-сайтах образовательных организаций, в виде статей в материалах фестиваля "Открытый урок" ИД "Первое сентября", а также на открытых мероприятиях для образовательного содружества города и области.
Приглашаем к участию и разработке проектов!
Приложение 1.
№ |
Название этапа |
Продукты деятельности |
|
“Давайте познакомимся” Ноябрь 2017 г. |
-визитка команды в сервисе онлайн-доска; -работа с рисунком в интернет-сервисах ("Собираем чемодан"), с электронным документом (дневник команды), с электронной таблицей (таблица продвижения). |
1. |
“Полевской в символах” Ноябрь 2017 г. |
- работа с интернет-картой (размещение в теле метки информации, фото об объекте на яндекс-картах). |
2. |
“Улицы города” Декабрь 2017 г. – январь 2018 г. |
-работа с интернет-картой (измерение длины улицы); - фотоколлаж в интернет-сервисе (отчет об экскурсии); -задачник; - макет “Улица будущего” (творческое задание). |
3. |
“Сказочный Полевской” Февраль 2018 г. |
-викторина в интернет-сервисе; -работа с электронной презентацией (картинный словарь); - создание слайд-фильма (картинный план по сказу П.П. Бажова). |
4. |
“Достопримечательности родного края” Март 2018 г. |
- работа с интернет-картой (размещение в теле метки информации, фото об объекте), - музыкальная открытка в сервисе playcast.ru, -взаимооценивание команд, -создание электронных пазлов, -экологический фотомарафон (создание метки на интернет-карте), - экологическая акция “Мы за чистый город”. |
5. |
“Полевской в жизни моей семьи” Апрель – май 2018 г. |
-создание видеофильма или эссе “Полевской в жизни моей семьи”, - рекламная заметка (туристический маршрут по городу), - фотомарафон “Весна в Полевском”, - он-лайн голосование, - синквейн о родном городе. |
6. |
Очный этап Май – июнь 2018 г. |
- участие в квесте по городу. |