Опыт создания и использования ЭОР на уроках истории для обучающихся с ОВЗ

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Новоселова Ирина Александровна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

Дети с ОВЗ – особые дети, нуждающиеся в изменении способов подачи информации, в необходимости создания специфической среды пребывания или обучения. Задача педагога — разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, вызвать эмоциональный отклик, заинтересованность ребенка в изучаемом материале.Эффективным помощником педагога в обучении ребенка с ОВЗ становится компьютер. Компьютер помогает школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, который он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия помогает усвоить программный материал.

Особую роль в этом процессе играют электронные образовательные ресурсы (ЭОР), так как интерактивная и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению изучаемого материала, повышению мотивации обучения учащихся. Используемый мной комплекс ЭОР включает в себя следующие элементы:

  1. мультимедийные презентации;
  2. контролирующие программы (компьютерные тесты, тренажеры).

Мультимедийные презентации, созданные мной самойс помощью программы Microsoft PowerPoint, представляют собой теоретический материал по теме урока, видеофайлы (при необходимости) и задания для закрепления (тесты, кроссворды, ребусы или упражнения). Создание собственных презентаций решает проблему подбора материала в Интернете, так как презентаций для школ 8 вида там практически нет. Я использую мультимедийные презентации на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью проекционного экрана. Фотографии, видеоматериалы, плакаты, схемы, анимация, звуковое оформление позволяют мне создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, позволяют погрузить их в изучаемую эпоху, создать иллюзию присутствия. Все это влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Анимация боевых сражений позволяет учащимся четко проследить ход событий и лучше усвоить материал.

Подобранные ЭОР не должны носить развлекательный характер. Отобранный материал для изучения данной темы должен нести в себе принцип научности. Отбирая материал для презентации,я придерживаюсь возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Планируя урок и деля его на отдельные смысловые части,я использую слайды презентации с уточняющими вопросами и заданиями, сопровождающиеся различными средствами наглядности. Примером является повторительно-обобщающий урок в 8 классе "Отечественная война 1812 года". На этом уроке были представлены не только иллюстрации Бородинского сражения, но и карта, схема битвы, анимационные схемы, иллюстрации воинов противника, их вооружение, использовалась видео- и аудиозапись.

Я веду работу по созданию собственной видеотеки с каталогом с разбивкой по классам и темам. Видеотека постоянно пополняется и обновляется. Опыт использования презентаций, выполненных с помощью программыPowerPoint, убеждает, что время, затраченное на их оформление и изготовление, окупается уже на первых уроках их использования. Кроме того, их улучшение и изменение возможно и в последующие годы. Материалы, накопленные таким образом, уменьшают время подготовки к уроку, которое можно использовать с большей пользой. Кроме того, хранение этих материалов значительно проще, чем хранение таблиц и схем в традиционном варианте. Поиск материалов при подготовке к уроку также облегчается.

Я начала работу по составлению контролирующих программ с помощью тестировщика MyTest. Разработанные тренажеры позволяют ученикам закрепить учебный материал как на уроке, так и во внеурочное время при подготовке домашнего задания.

Используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, практикую на уроках проведение виртуальных экскурсий в музеи.

В последнее время на сайтах, посвященных вопросам развития и коррекции детей, имеющих проблемы в обучении, появился новый вид электронных образовательных ресурсов – развивающие мультимедийные игры-презентации. Отличием таких игр от обычных презентаций является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. В основном такие игры можно использовать при работе с младшими школьниками, а со старшеклассниками приходится придумывать свои игры.

Компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Электронные образовательные ресурсы открывают новые технологические варианты обучения, имеющие преимущества в сравнении с традиционными методами.

Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой не отменяют полностью традиционных форм обучения, но помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большем объёме информационный материал. Признавая, что компьютер – мощное средство для развития детей с особыми образовательными потребностями, необходимо помнить, что его использование требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса ЭОР могут эффективно использоваться на практике без риска для здоровья детей.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин