Развитие речи учащихся со сложным дефектом посредством использования малых фольклорных жанров на уроках

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шатная Оксана Витальевна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

В своей работе, а я работаю 5 лет с детьми данной категории, я заметила, что, чтобы заинтересовать ребенка, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи, нужно построить урок так, чтобы он был не скучным, и лучше, чтобы он был интересной игрой.

Для моих воспитанников разучивание скороговорок, чистоговорок, потешек, прослушивание и отгадывание простых загадок, участие в речевых играх является одним из самых приятных способов обучения. И поэтому я, не упустив такую возможность, постаралась использовать эти формы работы на уроках развития речи, окружающего мира, математики, рисования, самообслуживания. Обязательно выбираю те речевые игры, скороговорки, физминутки, рифмовки, считалки, которые соответствуют теме урока, с доступными движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении, с короткими фразами, понятным текстом.

Заучивание стихов облегчает задачу составления фраз и предложений. Речевые физминутки, сопровождающиеся движениями, способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, что очень важно для наших воспитанников. В процессе прослушивания рифмовок, загадок в игровых ситуациях у детей активизируется интерес к устной речи, к овладению произношением простых рифмовок, загадок. Расширяются их способности отвечать на вопросы.

(Перед едой руки вымоем …..водой. Ровно, прямо мы сидим, если за столом ……..едим. Когда ложимся спать, что не забудем мы сказать…….?)

На уроках чтения при изучении букв стараемся запомнить скороговорки:

  • С – Саша любит сушки, Соня ватрушки.
  • Т – Мы топали, мы топали, до тополя дотопали. (А также при изучении темы "Деревья" на уроке развития речи).
  • Р - На горе Арарат растет крупный виноград. (А также при изучении темы "Фрукты" на уроке развития речи).
  • В – Проворонила ворона вороненка.
  • Б – Белые бараны били в барабаны и т.д.

Речевые физминутки использую на всех уроках:

  1. На уроках развития речи (тема "Осень"):
    Дружно по лесу гуляем и листочки собираем.
    Собирать их каждый рад, просто чудный листопад.
  2. На окружающем мире, математике:
    В нашем городе здания высокие, есть аллеи, проспекты широкие,
    И мосты над реками радугой, и фонтаны бьют в небо радостно!
    Изучая дни недели:
    В понедельник я купался, а во вторник рисовал.
    В среду долго умывался, а в четверг в футбол играл.
    В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.
    А в субботу, воскресенье целый день я отдыхал.
  3. На уроках самообслуживания:
    Хомка, хомка, хомячок полосатенький бочок.
    Хомка раненько встает, шейку моет, щечки трет…..
    Или:
    Кран, откройся, кран, откройся, нос, умойся, нос, умойся.
    Щеки, уши, рот, глаза и, конечно, голова.
    Шея, шея, умывайся, плечи, грудь, живот, спина.
    Руки, ноги, вот и я!
    Пальчиковые речевые игры для уроков математики, развития речи:
    1,2,3,4,5, в лес идем мы погулять.
    За малиной и черникой, за калиной и брусникой.
    Землянику мы найдем и братишке отнесем.
    Или:
    1,2,3,4, кто живет у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка,
    Мой щенок, сверчок и я – вот и вся моя семья!
    Или:
    1,2,3,4, дети овощи учили:
    Лук, редиска, кабачок, хрен, морковка, чесночок.
    Чистоговорки.
    На каждую букву, на чтение слогов:
    Та-та-та - у нас дома чистота. Ту-ту-ту - ставим воду на плиту.
    То-то-то - стали мы играть в лото.
    Или:
    За-за-за - во дворе стоит коза. Зы-зы-зы - не боимся мы козы и т.д.

Речевые игры:

  1. Коллективная игра "Кто с какими буквами дружит".
    Каждому ребенку раздаются картинки животных, ему необходимо назвать животное и букву, с которой "дружит" это животное.
    Например, у меня белка, она дружит с буквой Д, поэтому она живет в дупле.
  2. "Что я делаю, скажи"
    Учитель за ширмой шуршит, стучит, хлопает и т.д., а ребенок называет действия учителя.
    Сказки из "Букваренка" Г.Юдина
    Учитель читает сказку, задает вопросы по содержанию. А потом дети должны назвать слова из сказки, которые начинаются на новую букву.

Разучивать со своим ребенком скороговорки, потешки, стишки, сопровождая их движениями, я советую и родителям детей. Разговоры перед сном, за ужином или по дороге домой могут стать полезной привычкой делиться впечатлениями за день, но главное - дают возможность развивать речь ребенка.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин