Якушевская Наталья Васильевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат № 9", Екатеринбург
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации
Цель: создать условия для ознакомления с приемами сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел, представления двухзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; закрепление знаний нумерации чисел от 11 до 20.
Планируемые результаты:
- предметные:
- уметь использовать приемы сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; знать нумерацию чисел от 11 до 20.
личностные: - принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- уметь использовать приемы сложения и вычитания, основанные на знании разрядного состава чисел, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; знать нумерацию чисел от 11 до 20.
- метапредметные универсальные учебные действия:
- регулятивные: учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проверять и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; высказывать своё предположение;
- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные: слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Метапредметные результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности. Орг. момент. |
Прозвенел звонок Начинается урок. -Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. -Математика сложна, Но скажу с почтением; - С какой целью вы приходите в школу на уроки? - Что значит учиться? |
Слушают и рассуждают. |
Коммуникативные УУД. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Личностные УУД. Принятие образа "хорошего ученика", развитие интереса к математике. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
Начнем наше небольшое путешествие в "Королевство математики". Чтобы войти в королевство необходимо выполнить задание. Королева Математика решила построить замок, давайте поможем ей в этом. Дидактическая игра на развитие внимания и памяти. - Посмотрите, какие замечательные замки с башнями, сейчас посмотрим, чья команда первой поднимется на башню. Вспомните и запишите состав чисел 8 и 9. Королевство очень большое, поэтому королева пригашает вас прокатится. На столе у вас лист соедините числа по порядку и вы узнает на чем мы поедем. Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок…(Поезд). 5. Помогите машинисту прицепить вагоны. Нумерация чисел начинается с 10 вагона и заканчивается 20. - Какие это числа? (двузначные, а у паровозика однозначные). Решение примеров. Для жителей королевстваМатематики мы привезли подарки. У одних ребят карточка – пример(подарок), у других ребят дом с ответом. Решите пример и найдите свой результат действия (пару). |
1.Устный счет. Увеличение и уменьшение чисел на 1в пределах 10. 2.Дидактическая игра на развитие внимания и памяти «Запомни и выложи такой же замок». 3. Состав чисел 8 и 9 (работа у доски в группах). 4. Соединяют карандашом числа в пределах 10 (получается паровоз с машинистом). Обучающиеся раскладывают вагончики с числами в порядке увеличения. Закрепление нумерации чисел в пределах 20. Работа в парах. Обучающиеся решают пример и находят ответ. |
Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. Коммуникативные УУД. Использовать математическую терминологию. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Слушать и понимать речь других. РегулятивныеУУД.Принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий. |
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Ребята, с какое задание у вас вызвало затруднение? Почему? (Выявить причину затруднения) -Нужно этого бояться? |
Рассуждения детей. |
Регулятивные УУД. Оценивают результат своих действий. Коммуникативные УУД. Слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
4. Физпауза. |
Раз, два – выше голова. 2. Игра на внимание. Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак, А если не треугольный, То это не мой колпак. |
Цель: концентрировать внимание, способствовать осознанию обучающегося своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. |
Коммуникативные УУД. Слушать и слышать речь учителя. Регулятивные УУД. Проверять и оценивать правильность выполнения действий.
|
6.Изучение нового материала. |
-Королева Математика предлагает очень сложные и интересные задания. Работа в тетради. - Откройте тетради. -Запишите дату и пропишите любое двузначное число. - Сколько в вашем числе десятков, единиц? 2. Работа с интерактивной доской и счетными палочками - Сколько десятков, сколько единиц?(1дес. 2 ед.) - Какой пример можно составить?(10+2=12) -Уберите 2 палочки. - Составьте пример. - Как из 12 вычесть 2? ( 12 –это один десяток и 2 единицы; если вычтем 2, то останется 10 или один десяток). - Как из 12 вычесть 10. -Сколько осталось? Как записать пример?( 12-10=2).(12 это 1десяток и 2 единицы, если вычтем 10 , то останется 2). |
Выполняют задания в тетрадях.
Слушают, выполняют действия и отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные УУД. С помощью учителя принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД.Учатся ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их.
|
|
Откройте учебник королева Математика приготовила для вас задания в учебнике. Решение примеров с. 52, № 1. 2. Продолжаем путешествие. Поезд привез нас в город ЗАДАЧ. – Задача № 2 стр.52 - Вспомним, из чего состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ) -Каких помидор больше красных или желтых? -Можно ответить на вопрос задачи? |
1. Дети решают примеры на интерактивной доске и записывают примеры в тетрадь.
2. Обучающиеся читают, рассуждают, делают записи в тетрадь. |
Регулятивные УУД. Проговаривают последовательность действий на уроке; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; проверять и оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД. Учатся ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их. Личностные УУД. Контролируют и оценивают свою работу и её результат. |
Занимательные вопросы. |
Наше путешествие заканчивается. Королева приготовила для вас занимательные вопросы. - Отвечайте «ДА» или. «НЕТ» . -У двух машин 4 колеса? -У четырёх воробьёв 8 лапок? -У трёх собак 3 хвоста? -У трёх коров 6 рогов? -У двух человек 8 ног? |
Рассуждают и отвечают. |
Личностные УУД. Понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные УУД. Дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений. |
Итог урока. |
- Вам понравилось путешествие? - Вам было интересно заниматься математикой? - Что было трудно? - Наш поезд приехал обратно в наш класс. У каждого есть сигнальный фонарик. Если вы еще хотите попасть в математическую страну поднимите зеленый фонарик, а если нет -красный. |
Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние. |
Личностные УУД. Понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные УУД.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. |