Трегубова Светлана Николаевна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Внеклассное занятие "Моя семья", задача которого воспитание нравственных чувств, этического сознания, уважительного отношения к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим, приводится в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности. Сценарий занятия разработан для обучающихся 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья. Игровая форма, организация учебного сотрудничества в паре позволяют формировать коммуникативные компетенции: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства коммуникации, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Занятие имеет коррекционно-развивающую направленность. Сценарий открыт для дополнений оригинальным содержанием.
Участники: обучающиеся с ОВЗ, 1-й класс.
Цель: формирование у обучающихся представления о членах семьи, о значении семьи в жизни каждого человека.
Задачи:
- познакомить с понятиями: "семья", "члены семьи", "полная семья", "неполная семья", "многодетная семья";
- способствовать формированию понимания элементарных родственных связей и значимости семьи;
- развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение;
- воспитывать любовь и уважение к своей семье;
Форма проведения: индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- научатся объяснять понятия, связанные с темой "семья";
- осознавать свою роль в семье;
- различать степени родства, определять свое отношение к каждому из членов своей семьи;
- получат возможность научиться рассказывать о семье, различать основные нравственно–эстетические понятия.
- Метапредметные:
- Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью воспитателя;
- следовать режиму организации учебной деятельности;
- уметь контролировать и оценивать свою деятельность;
- развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции.
- Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с партнером;
- взаимодействовать в паре;
- оформлять свои мысли в устной речи, делать выводы;
- уметь договариваться, приходить к общему решению.
- Познавательные:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- объяснять понятия, связанные с темой "семья";
- различать виды семей, осознавать свою роль в семье;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от воспитателя.
- Личностные:
- формирование личностной мотивации и познавательной деятельности обучающегося;
- формирование позитивного отношения к себе, к членам своей семьи.
- Регулятивные:
Оборудование: компьютер, изображение солнышек, раздаточный материал, геометрические фигуры.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш, хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!
(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение – грустное, веселое, без изображения).
- Посмотрите внимательно на доску, что вы видите? (изображения солнышек).
У вас на парте лежат 3 солнышка. Выберите то солнышко, которое вам больше нравится (дети показывают улыбающееся солнышко).
- А почему вы выбрали именно это солнышко?
- Вам больше всего понравилось улыбающееся солнышко, потому что у вас хорошее настроение?
- Пусть это веселое солнышко будет с нами все занятие (на доске оставить улыбающееся солнышко).
II. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня на занятии мы поговорим о чем–то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку?
У меня есть мама, у меня есть папа,
У меня есть дедушка, у меня есть бабушка,
А у них есть я. Что это? (семья).
- О чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей).
- Мы поговорим сегодня о семье. Итак, тема нашего занятия "Моя семья".
(На доску вывешивается надпись "Моя семья").
- Как вы думаете, что мы узнаем на занятии?
- Ребята, сегодня на занятии мы узнаем:
1. Что такое семья?
2. Кто является членами семьи?
3. Какие бывают семьи?
III. Основная часть.
- Ребята, как вы думаете, что означает слово "семья"? (ответы).
- Правильно, а еще можно сказать, что семья – это группа людей, которые являются родственниками и проживают вместе. Повтори…
- Я загадки загадаю!
Ты попробуй отгадать!
Всех смогу я описать.
И узнаешь ты вполне,
Кто живет в твоей семье! (вывешиваются на доску ответы).
1. Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша… (мама).
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить,
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,
Это наш любимый… (папа).
3. Кто носки внучатам вяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
Это наша… (бабушка).
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки.
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый … (дед).
5. Я у мамы не один,
У нее еще есть сын.
Рядом с ним я маловат,
Для меня он – старший … (брат).
6. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка –
Моя старшая … (сестренка).
- Вот что у нас получилось. Все эти родственники - члены семьи
(на доску вывешивается надпись "члены семьи").
- Так что же такое семья? Кто является членами семьи?
Семья – это родные, близкие друг другу люди, которые живут вместе. Но иногда некоторые родные живут отдельно (бабушка, дедушка). Они никогда не забывают заботиться о своих близких.
- Ребята, как вы думаете, какие бывают семьи? (большие, маленькие, полные, неполные).
- Семьи бывают "полными" и "неполными".
Полные семьи – это когда детей воспитывает мама и папа.
Неполные семьи – это когда детей воспитывает только мама или папа (на доску вывешивается надписи: полная семья и неполная семья).
- Есть еще "многодетные семьи" - это когда в семье 3 и более детей (вывешивается надпись: многодетная семья).
(Показ картинок семей, дети определяют самостоятельно).
- А у вас какие семьи? (дети называют).
- Вы, наверное, устали. Давайте немного разомнемся.
Физкультминутка
"Кто живет у нас в квартире?"
- 1, 2, 3, 4 (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагают на месте)
1, 2, 3,4, 5 (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагают на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопают в ладоши)
Кошка Мурка, 2 котенка (наклоны влево – вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты влево – вправо)
Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)
- Все, что происходит в вашей семье, зависит от каждого члена семьи, в том числе и вас. Например: насколько вы уважаете друг друга, умеете ли уступать, говорить вежливые слова.
Игра "Говори ласково"
- А сейчас давайте подберем как можно больше ласковых слов для наших близких. Я буду вам бросать мячик и называть одного из членов семьи, а вы называете его ласковым словом.
- Мама – мамочка, мамулечка;
Папа – папочка, папулечка;
Бабушка – бабулечка, бабуля;
Дедушка – дедуля;
Брат – братик, братишка;
Сестра – сестренка, сестричка.
- Вашим близким будет очень приятно, если вы будете их называть такими ласковыми словами.
- А как ласково называют вас ваши родители? (воспитатель бросает мяч, дети отвечают).
- Скажите, какая семья называется дружной? (не ссорятся, помогают друг другу, вместе проводят свободное время, уважают старших).
(На доску вывешивается – дружная семья).
Творческое задание (работа в парах)
1 задание "Найди лишнее слово":
- мама, папа, сосед;
- брат, сестра, друг;
- бабушка, дедушка, кошка;
- внук, внучка, подруга;
- папа, дедушка, собака;
- мама, сестра, котенок.
2 задание "Собрать человека из геометрических фигур"
IV. Итог занятия.
- Посмотрите, какую красивую семью вы сделали своими руками.
- Ребята, вспомните, что мы делали сегодня на занятии?
- Какой была тема занятия?
- Что нового мы узнали на занятии? (Что такое семья? Кто является членами семьи? Какие бывает семьи?).
Игра "Доскажи словечко"
- А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс. Давайте скажем им несколько теплых слов.
1. Мама и папа для меня самые …
2. Я доверяю свои тайны …
3. Я люблю бабушку за то …
4. Свою семью я считаю …
5. Родным я хочу пожелать …
V. Рефлексия.
- Давайте обратимся к нашему солнышку. Выберите то солнышко, которое сейчас соответствует вашему настроению.
- Вы хорошо поработали. Вы – молодцы!