Мережникова Александра Михайловна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Направление духовно-нравственного развития и воспитания: привитие любви к чтению, определение аналогичности места каждого члена в семье и буквы в азбуке.
Наименование мероприятия: "Семья - единое целое".
Возраст воспитанников: 1 класс, 7 лет.
Оборудование: видеопроектор, презентация, фломастеры.
Цель мероприятия: формирование мотивации научиться читать, проанализировав сходство азбуки (семьи букв) и семьи каждого человека.
Задачи:
- образовательные: повторить изученные буквы а,о,у,и,ы,н,с,л,к; расширить общий кругозор обучающихся; формировать мотивацию выучить оставшиеся буквы и научиться читать;
- развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь), создать условия для сопоставления, сравнения, обобщения, умения делать выводы; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;
- воспитательные: способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе, содействовать формированию читательского интереса, содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; формировать чувство любви и уважения к своей семье.
Художественно-педагогические идеи занятия:
- "Не умею читать - надо научиться";
- "Каждая буква в азбуке имеет свое определенное место, как человек в семье";
- "Дружная семья - единое целое".
Основные категории и понятия, осваиваемые учащимися: Достопримечательность. Памятник. Обелиск. Буква. Азбука. Семья. Единство.
Активные формы обучения: ресурсный круг.
Планируемый результат: понимают, что необходимо уметь читать; делают вывод, что у каждого (и человека, и буквы) свое место (в семье или в азбуке); что каждому человеку нужна опора - дружная семья.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практический.
Пояснительная записка
Актуальность данной темы обусловлена тем, что главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения - становление личности ребенка. В этой связи очень важно подчеркивать единение малой ячейки общества (семьи) в целом и значимость отдельного индивида в частности (ребенка).
Современные реалии неполных семей, семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, и прочие неблагополучные факторы предписывают нам, педагогам, подчеркивать важность бережного отношения в семье друг к другу, на различных аналогиях и аллегориях показывать и доказывать, как ценно то, что дает тебе семья. Постоянно ведется работа по подчеркиванию значимости любви внутри семьи.
На данном занятии вновь была показана тесная взаимосвязь всех членов семьи на примере букв в азбуке (алфавите). У каждой буквы, как и у любого индивида в семье, есть свои определенные обязанности, свое место и предназначение, у каждой семьи есть свои правила и порядки, как и в школе, в классе. Соблюдение правил и порядка всеми буквами-членами семьи ведет всегда к единству порой пусть даже разрозненных элементов, к сплочению коллектива, будь то потерянные буквы, конфликтующие ученики в классе или члены одной семьи. И только сообща, все вместе, мы сможем достигнуть высоких результатов, выполнять любую деятельность успешно и достигать желаемых вершин.
С этой целью, чтобы еще более ярко продемонстрировать важность единения с семьей, было разработано внеклассное занятие "Семья - единое целое".
Этап мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Планируемый результат (формируемые действия) |
1.Знакомство с ценностью |
1. Задает вопросы. 2. Дает задание на мотивацию |
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Формируют цель занятия |
Личностные: проявление интереса к теме. Регулятивные: соотнесение известного с неизвестным, целепологание, планирование деятельности. Познавательные: готовность осуществлять направленный поиск информации |
2.Осознание и проговаривание ценности на своём языке |
Задает вопросы. Дает задание на знание, понимание материала. Координирует процесс работы в группах
|
Отвечают на вопросы. Работают в группах. Выполняют задания
|
Регулятивные: прогнозирование, контроль в форме сличения с образцом, коррекция и оценка. Познавательные: готовность осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения. Коммуникативные: умение договариваться, планирование общих способов работы |
3.Проживание ценностных ситуаций и упражнение в ценностном поведении |
Задает вопросы. Координирует выступление с докладами. Дает речевые образцы. Оказывает помощь в ведении дискуссии |
Просматривают презентацию. В группах наряжают буквы, рассаживают их в самолет. Подводим промежуточный итог – дети проговаривают то, что сегодня делали на занятии
|
Познавательные: умение слушать, извлекая нужную информацию. Регулятивные: проявление волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Коммуникативные: умение работать всем классом, давая правильные ответы. Личностные: умение оценивать ответы других, чтобы не повторяться |
4.Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях |
Задает вопросы. Координирует работу. Организует рефлексию |
Отвечают на вопросы. Подводят итоги занятия. Рефлексируют |
Личностные: формирование чувства любви и нужности в своей семье, в классе. Регулятивные: проявление волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, оценка своих действий на занятии. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |