Практика создания "безбарьерной" образовательной и социальной среды для обучающихся с нарушением зрения

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Крупская Бэлла Владимировна, зам. директора по УВР, МАОУ "Лицей № 58", Новоуральск

Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации с полным правом может считаться инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ).

В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, государства-участники которой обязуются развивать инклюзивное образование, то есть обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми. Совместное (инклюзивное) обучение здоровых детей и ребят с ограничениями физического развития в общеобразовательных школах - одна из форм активной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. 

На базе МАОУ "Лицей № 58" с 2002 года созданы классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с 1 сентября 2016 года реализуется ФГОС НОО ОВЗ.

Организация обучения детей с ОВЗ (слабовидящие обучающиеся) в МАОУ "Лицей № 58" позволяет избежать помещения детей на длительный срок в учреждения - интернаты, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество, а посещение кружков и секций дополнительного образования и занятий внеурочной деятельности как на базе лицея, так и на уровне Новоуральского городского округа, способствует развитию личностного потенциала. 

Цель организации классов: обеспечить детям с ОВЗ равные возможности и условия приобретения качественного образования и опыта, направленного на успешную социализацию через расширение и усложнение образовательной среды.

Нозологическая группа нарушений: слабовидящие обучающиеся, имеющие нарушение зрения и зрительных функций, таких как: косоглазие, амблиопия, миопия, гиперметропия, отсутствие одного глаза.

Образовательная деятельность МАОУ "Лицей № 58", направленная на создание условий для обучения обучающихся, организована с учетом следующих принципов: единства образовательного пространства; паритетности обучения и воспитания; индивидуализации; сбалансированности интересов всех участников образовательных отношений; открытости образования обществу.

Сегодня в лицее созданы архитектурная доступность, материально-технические условия для обучения, лечения и отдыха обучающихся с ОВЗ: оборудованы 5 учебных кабинетов (с доступом в Интернет и локальной сетью), медицинский кабинет, ортоптический кабинет (светлая и тёмная комнаты), библиотека с читальным залом, зал ритмики, 2 спортивных зала, спортивная площадка, лыжная база, кабинет робототехники, кабинет творчества, зимний сад, столовая.

В ортоптическом кабинете работает медсестра-ортоптистка и врач- офтальмолог по договору с ФГБУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России. В светлой комнате установлены аппараты для исследования и лечения зрения и зрительных функций: аппарат Рота, цветотест, иллюзион, амблиотренер, диплоптик, синоптофор, комплект приборов для стереоскопического лечения.

В тёмной комнате находятся большой безрефлексный офтальмолог, конвергенцтренер; имеется компьютер с комплектом программ для стимуляции зрения и комплектом системы для тестирования слабовидящих детей.

Одной из эффективных возможностей социализации детей с ОВЗ является представление своих творческих способностей социуму. Обучающиеся участвуют в праздничных событиях не только на уровне лицея, но и в рамках областного фестиваля детского творчества "Зимняя соната", городского фестиваля "Мы всё можем!" для детей с ОВЗ, городского спортивно – туристского конкурса семей, воспитывающих детей с ОВЗ "ПриСОединяйся!" и др.

Сетевые формы реализации различного рода образовательных программ способствуют повышению качества образования, расширению доступа обучающихся с ОВЗ к современным образовательных технологиям и средствам обучения. МАОУ "Лицей № 58" много лет активно взаимодействует с различными учреждениями на основе договоров о сотрудничестве, в т.ч. с ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", МАУ ДО "СЮТ", Новоуральской городской организации общероссийской организации Всероссийского общества инвалидов, МАУ ДО "ЦДК" и др. 

Благодаря систематической работе педагогических работников по формированию ключевых компетентностей, сетевому взаимодействию с различными организациями, у обучающихся с ОВЗ развиты навыки самостоятельной работы, умение общаться в группе и коллективе, они являются активными участниками, победителями и призёрами конкурсов городского, областного и Всероссийского уровней.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, сопровождение специалистами психолого-логопедического консилиума, применение здоровьесберегающих технологий и использование в учебном процессе тренажеров по предметам с применением ИКТ, позволяют иметь высокие показатели компонентов коррекционно-развивающей части и поддерживать стабильно высокий уровень сформированности учебных навыков, психических процессов, мелкой моторики и речи, улучшить зрение и зрительные функции в классах для слабовидящих обучающихся

Благодаря эффективной работе всего педагогического коллектива лицея по созданию условия для обучающихся с ОВЗ, в 2016 году МАОУ "Лицей № 58" объявлен победителем в номинации "Лучшая инклюзивная школа России" по итогам проведения регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России".

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск