Дворядкина Яна Юрьевна, директор, МАУ ДО "ЦДК", Новоуральск
В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Новоуральское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (далее МАУ ДО "ЦДК") продолжает оставаться одним из основных учреждений дополнительного образования по оказанию детскому населению города услуг по сохранению психологического здоровья посредством оказания им комплексной психолого-медико-педагогической помощи.
Главная цель психолого-педагогического сопровождения в МАУ ДО "ЦДК" – это создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, формирования личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка и формирования устойчивой мотивации познания; психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса.
Этому способствует:
- комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка, выявление и предупреждение проблем в развитии и обучении;
- обеспечение психолого-педагогической, медицинской поддержки и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- консультативное сопровождение, методическая поддержка значимых для ребенка взрослых по вопросам обучения, воспитания и развития детей с целью повышения уровня компетентности всех участников образовательных отношений, а также с целью обеспечения преемственности в обучении, воспитании и развитии конкретного ребенка;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов посредством повышения уровня информированности, просвещение родителей по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основными причинами обращений в МАУ ДО "ЦДК" являются:
- трудности, возникающие у учащихся в процессе учебной деятельности;
- нарушения школьной и социальной адаптации;
- нарушения устной и письменной речи у детей;
- различные нарушения психологического здоровья у детей;
- невротические расстройства и неврозы, головные боли различного генеза и другие нарушения соматического здоровья детей.
В МАУ ДО "ЦДК" осуществляется интегративный, системный подход, объединяющий усилия психологов, педагогов, социальных педагогов, учителей-логопедов, медицинских работников на единой методологической основе. Педагогические работники, врачи владеют алгоритмом диагностики, приемами реабилитации детей с различными нарушениями развития, имеют возможность постоянного обсуждения проблем конкретного ребенка. Трудные случаи выносятся для обсуждения на Консилиум Центра. Это позволяет не только правильно оценить структуру дефекта, его изначальную причину, но и выявить потенциальные возможности ребенка.
В МАУ ДО "ЦДК" реализуется 13 дополнительных образовательных программ для индивидуальной работы и 10 групповых коррекционно-развивающих программ психолого–педагогического сопровождения детей с нарушениями когнитивного и речевого развития, с отклонениями в развитии эмоциональной сферы и нуждающихся в снятии стресса, а также с проблемами в школьной и социальной адаптации. Особенностью данных образовательных программ является то, что кроме обучающей, они включают диагностическую, прогностическую, коррекционно-развивающую функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе. Огромным подспорьем в реализации программ неспецифической профилактики стало открытие в 2016-2017 учебном году сенсорной комнаты, которая является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития. Занятия в сенсорной комнате способствуют стабилизации эмоционального состояния, активизируют мозговую деятельность ребенка.
Основная цель работы группы медицинской помощи – создание условий для комплексной реабилитации детей и подростков. Лечебно-профилактическая работа строится на основе индивидуального подхода с учетом результатов обследования специалистов Центра. Более 70% детей, посещающих коррекционные занятия, одновременно получали медицинскую (медикаментозную и физиотерапевтическую) помощь на базе МАУ ДО "ЦДК". При совместном ведении врачами и педагогами пациентов с нарушением психосоматического здоровья, сопровождающимся нарушением учебной деятельности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуального развития, устной и письменной речи, динамика в их развитии улучшается.
Комплексный подход мы видим и в том, что любая диагностическая, коррекционная работа с ребенком неразделима от помощи родителям: это и консультирование по проблемам ребенка и возможным вариантам его сопровождения, и диагностическое исследование причин неуспешности, и коррекция детско-родительских отношений.
В результате целенаправленной и активной деятельности Центр востребован всеми участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогическими работниками, руководителями образовательных учреждений. В настоящее время возможности МАУ ДО "ЦДК" позволяют в полной мере осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.