Проблемы организации жизнедеятельности и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Качурина Ольга Ивановна, педагог-психолог, МАОУ "Лицей №58", Новоуральск

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и воспитательной работы. Управление школой стало демократичным, а значит, более демократичны отношения в педагогическом треугольнике: учитель, ученик, родитель. Часто можно услышать вопрос: нужна ли вообще работа с семьями? Учитель и так очень загружен. А это еще одна проблема. Действительно, не дело ли самих родителей - воспитание своих детей? Разве так уж необходимо влияние школы на этот сугубо индивидуальный процесс? И демократично ли это? Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги.

Издавна ведутся споры, дискуссии о том, что важнее для растущего человека, что в большей степени определяет его развитие, формирование наиболее значимых качеств личности - семейное воспитание или воздействие общественных факторов, в частности школы.

Разрешить их однозначно просто невозможно, ибо приоритет отдельных факторов воспитания неодинаков в разные периоды жизни ребенка и зависит от индивидуальных особенностей детей.

Да, в современной школе меняется многое. Ушли в прошлое командно-административные способы регулирования взаимоотношений. Перестали быть эффективными некоторые формы работы школы с родителями. А что же осталось?

Остались родители и дети - с их радостями и горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в современном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями: опытный учитель с его проблемами пересмотра логики и содержания этого сотрудничества и молодой, нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контакты с более опытными людьми в лице родителей своих воспитанников.

Семья - ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается как жизненная катастрофа. На этой почве часто возникают между супругами конфликты. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения.

Выделяют несколько схем поведения родителей при появлении ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:

  1. Принятие ребенка и его дефекта - родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.
  2. Реакция отрицания - отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
  3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания.
    Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
  4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители "перегибают палку" в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
  5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением, и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку. Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с малышом и делают это "крадучись", "тайком", в темное время суток, вдали от людей.
    Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная "психологическая стена" между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности.

Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются и психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с физическими или с психическими ограничениями.

Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Прежде всего родителям следует побеспокоиться о проведении своевременной диагностики состояния здоровья и развития ребенка. Те дети, у которых дефект развития очевиден и не вызывает сомнения, попадают в поле зрения специалистов сразу после их рождения. Однако нарушения в развитии ребенка могут быть многоплановыми и затрагивать различные сферы жизнедеятельности: умственную, двигательную, сенсорную, речевую или же несколько сфер одновременно. Причем они могут иметь разные формы и разную степень выраженности, появляться и после рождения, что предполагает необходимость их углубленного обследования.

Поэтому диагностика отклонений в развитии ребенка должна всегда носить комплексный характер. В случае необходимости родители могут обратиться за помощью в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), где работают специалисты разных профилей.

Значительные трудности могут возникнуть у родителей при устройстве ребенка на обучение в школу. В законе "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что "право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации". В нем есть статьи, в которых особо отмечены законодательные положения в отношении детей с отклонениями в развитии, предусматривающие создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, организации специальных образовательных учреждений, обеспечивающих лечение, содержание, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Родители часто стоят перед выбором, куда направить ребенка на обучение - в обычную общеобразовательную школу или же в специальное учреждение. Их волнения не напрасны. Мало опыта у общеобразовательных школ в организации обучения "особых" детей, предоставление некоторым из них тьюторов, дефектологов, логопедов, которых в штате школ просто нет. А в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Нередко из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь - сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения.

К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозрительность, недоверие к другим людям. По этой причине они затрудняются "уйти" от своих проблем, постоянно испытывают внутреннее психическое напряжение, проявляющееся нередко в возникновении чувства безысходности. Развитие аномального ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться.

Наиболее приемлемой для решения этой задачи является игровая деятельность. Используя этот прием, родитель может организовать такие игры, в которых ребенок не будет чувствовать себя беспомощным. Участие в таких играх вместе со здоровыми сверстниками поможет больному ребенку обрести уверенность в себе и завоевать определенный авторитет в детском сообществе.

Если родители хотят по-настоящему счастья своему ребенку, они должны со всей ответственностью заняться своим образованием, овладеть основными технологиями по воспитанию.

Социально-психологические особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье

Ребенок с ограниченными возможностями как субъект воспитательного воздействия, независимо от вида дефекта, представляет собой развивающуюся личность и индивидуальность. В процессе воспитания у такого ребенка, хотя и при некотором возможном снижении темпов и изменении некоторых качественных характеристик развития, постепенно складываются собственные мотивы и стимулы поведения, развиваются потребности, формируются личностные качества, интересы, появляется возможность ставить перед собой цели сознательного самосовершенствования и осуществления самовоспитания.

То есть ребенок с ограниченными возможностями, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.

Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все ее члены: мать и отец, старшее поколение в лице бабушек и дедушек, братья и сестры и др. От их действий и отношения к ребенку во многом зависит успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка.

Важнейшей предпосылкой нормального психического развития ребенка является любовь к нему родителей, спокойная атмосфера в семье, доброжелательное отношение. Нередко даже небольшие усилия родителей могут оказать очень сильное влияние на развитие ребенка, повысить его активность, интерес к взрослому человеку.

В практике семейного воспитания исторически сложилось два типа отношений между родителями и детьми: отношения соподчинения и отношения сотрудничества.

Первый тип отношений хорошо известен. Он вписывается в следующую формулу: "Я взрослый, ребенок — маленький, я знаю, как жить, он не знает. Я его веду за собой". Однако ребенок не всегда понимает эти благородные стремления взрослых, начинает сопротивляться, и тогда взрослый использует свою власть и силу. То есть в данном случае власть становится первой необходимостью воспитания, непременным его условием, а процесс воспитания превращается в процесс подчинения ребенка.

Другой тип отношений - сотрудничество. Сотрудничать с детьми значит уважать их, ценить, уметь поступиться своими желаниями, нуждаться в них и быть нужным. Воспитание как сотрудничество — это естественное воспитание, которое имеет место в каждой дружной семье.

Одной из серьезных опасностей, которая подстерегает многие семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями, это установление к нему особого отношения, желание видеть в нем "особенного" ребенка. Родители стремятся оградить его от физических усилий, выполняют за него многие действия, даже те, с которыми он мог бы успешно справиться сам, реагируют на все его капризы, лишая его тем самым элементарной самостоятельности.

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его "особенностях" - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, нецелеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными, независимо от степени осознания их как взрослыми, так и детьми.

Логика воспитания ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия с ним и выработки наиболее оптимальной стратегии и тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни и других факторов. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни никто не может дать. Родители должны сами познать закономерности развития ребенка и соотносить с ними свои действия.

Большинство детей с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью: они быстро становятся вялыми и раздражительными и не могут длительное время удерживать внимание на одном задании. Если у ребенка не получается что-либо сделать, то у него пропадает интерес, сопровождающийся иногда двигательным беспокойством, проявляющимся в суетливости, жестикуляции. У других детей с ОВЗ проявляется повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, упрямство, быстрая смена настроения. При воспитании такого ребенка необходимо быть терпеливым и доброжелательным, и ни в коем случае не повышать голос. Особенно это касается чрезмерно впечатлительных детей, которые болезненно реагируют на тон голоса, настроение матери (преимущественно на ухудшение).

Для детей с ОВЗ необходимым условием воспитания является четкое соблюдение режима дня, особенно трудно детям с нарушением сна, нервная система которых не отдыхает, а активно работает в течение ночи, чему способствуют беспокойный сон и страшные сновидения. Родителям таких детей также рекомендуется избегать активных игр перед сном, просмотра телевизора и других раздражителей.

У многих детей с ОВЗ ограничены представления об окружающем мире, поэтому очень важно и нужно расширять кругозор ребенка, знакомить с различными предметами и приучать к различным явлениям, не перегружая его впечатлениями. Особый уход требуется ребенку с ярко выраженным чувством страха, в преодолении которого ребенку должны помочь родители путем ознакомления с предметами, которых он боится. Очень важно воспитывать в ребенке активность для того, чтобы в нем не выработались такие качества как неуверенность и боязливость. Необходимо ребенка научить не только простейшим навыкам самообслуживания, но и постоянно давать определенные поручения, для того чтобы у него появился интерес к труду, чувство радости и уверенность в своих силах.

В ходе любой деятельности у ребенка развивается интеллект. Некоторые родители, боясь, что ребенок не справится с заданием, ни к чему его не привлекают и тем самым не развивают самостоятельность, что приводит к вялости и пассивности.

Для создания благоприятных условий воспитания и обучения общим правилам поведения ребенка с ОВЗ необходимо, прежде всего, знать особенности его заболевания и развития. Необходимо, чтобы ребенок принимал себя таким, какой он есть, чтобы у него правильно развивалось отношение к себе и к своей болезни. Именно родители должны дать понять ребенку его принадлежность и показать, что болезнь - это лишь одна из сторон его личности, но у него также есть качества и достоинства, которые необходимо развивать и не зацикливаться на проблемах и болезнях. Дабы не вызвать одиночества у ребенка, ни в коем случае нельзя его стыдиться. Ребенок, получивший хорошее воспитание, построит свою жизнь, получая новые впечатления и положительные переживания, станет полноценной личностью. Важно привить ребенку двигательные и социальные навыки, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

Семья для человека - наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней человек усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике.

Что же касается роли семьи для ребенка с ограниченными возможностями, то она неизмеримо возрастает. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

Несмотря на ряд существующих проблем, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с нею, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок-инвалид должен чувствовать любовь и понимание близких людей, всегда готовых прийти на помощь.

Для создания благоприятных условий воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье родителям прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т.д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, формированию навыков самообслуживания и двигательных навыков и умений. Установлено, что наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность. Ежедневно перед ребенком возникают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических возможностей, формирующихся на специально организованных занятиях и в самостоятельной бытовой деятельности.

Таким образом, главным источником благоприятного формирования личности ребенка с ОВЗ является его социальное окружение, которое должно оказывать положительное воздействие на индивида путем включения его в жизнь общества, чтоб добиться полноценного равноправия между людьми, не заостряя внимание на нарушении здоровья. Только совместными усилиями педагогов, врачей и родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и содействия социума в оказании всех видов поддержки таким семьям возможно достичь того качества жизни, которое поможет им чувствовать себя полноценной частью нашего общества.

Литература

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф3 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
  2.  Дружинин В.Л. Психология семьи. М., 1996. 2. Если ребенок не такой, как другие... Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И. Волковой. М., 1997.
  3. Крупина И.В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд. – М., 1996.
  4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  6. Лёвина Т.В. Семейное воспитание ребенка с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / Т.В. Лёвина. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/03/26/semeynoe-vospitanie-i-obrazovanie-detey-s-ovz
  7. Федосеева О.А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. -2013. - № 9. -С. 346-349.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин