Реализация здоровьесберегающих технологий средствами музыкотерапии на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися младших классов с задержкой психического развития

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Чернобокова Екатерина Юрьевна, учитель-дефектолог, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа", Верхний Тагил

В соответствии ФГОС НОО образовательная организация обязана обращать особое внимание реализации здоровьесберегающих технологий при реализации урочной и внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Использование музыкотерапии в работе с обучающимися младших классов с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это одно из действенных средств эмоционального, психофизиологического, нравственного развития.

Музыкотерапия представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррекции или лечебного средства. Выводы многих отечественных ученых (Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Е.П. Крупник, H.JI. Лейзеров, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко и др.) лежат в основе научного обоснования возможности использования музыки в коррекционной работе с обучающимися с ЗПР.

В современных подходах использования музыкотерапии в коррекционно-развивающей работе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связанное с благоприятным действием музыки на функции организма), психотерапевтическое и психологическое (связанные с влиянием на когнитивную и эмоционально-волевую сферу обучающихся), социально-педагогическое (обеспечивающее повышение уровня эстетической воспитанности, формирование нравственных и этических понятий, выявление и активизация музыкально-творческих способностей обучающихся с ЗПР).

Для реализации здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися младших классов с ЗПР средствами музыкотерапии предлагается включать элементы музыкальной терапии в коррекционно-развивающие занятия.

В соответствии с ФГОС НОО коррекционная работа может успешно реализовываться через коррекционно-развивающие курсы, входящие в часть учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений. Таким коррекционно-развивающим курсом может стать курс музыкотерапии. Занятия музыкотерапией проводятся в трех основных формах: пассивной, активной, интегративной.

Пассивная музыкотерапия отличается тем, что обучающиеся в процессе музыкотерапевтического воздействия не принимают в нём активного участия, а лишь занимают позицию слушателей. Учитель-дефектолог предлагает обучающимся прослушать различные музыкальные произведения. При этом дефектолог, выбирая музыкальный материал для прослушивания, преследуют конкретную цель - успокоить обучающихся, предотвратить тревожность, снять эмоциональное напряжение; или же поднять настроение, повысить концентрацию внимания, сосредоточенность.

Активные методы музыкальной терапии основаны на включении обучающихся в процесс игры на музыкальных инструментах и пение. При воспроизведении звуков наиболее сильное музыкальнотерапевтическое воздействие на обучающихся оказывают бытовые предметы (деревянные и железные ложки, кастрюли и т.д) и самодельные музыкальные инструменты (баночки с крупой, пуговицами, песком и т.л). Пение не ограничивается воспроизведением обучающимися музыкальных произведений знаменитых авторов и композиторов. Обучающиеся пропевают буквы, слоги, слова, фразы; имитируют звуки природы и окружающей среды и т.д.

Интегративная музыкотерапия отличается тем, что в комплексе с музыкой используются возможности других видов искусства. Это: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, драматизация или интонирование под музыку и другие творческие формы.

Таким образом, в настоящее время образовательные организации должны удовлетворить культурно-национальный запрос общества - воспитание гармоничной личности: физически, духовно и нравственно здоровой. Музыкотерапия помимо выполнения воспитательно-нравственных и эстетических функций, обладает мощнейшим оздоровительно-развивающим потенциалом. Использование музыкотерапии в работе с обучающимися младших классов с ЗПР помогает снять нервно-психическое напряжение, восстановить эмоционально-энергетический тонус. Применение музыкальной терапии в коррекционно-образовательном процессе образовательной организации обеспечивает сохранение и укрепление психофизиологического здоровья обучающихся младших классов с ЗПР.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин