Власов Дмитрий Владимирович, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является сегодня ключевым фактором развития страны, является первостепенной задачей современной образовательной системы. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности учащихся неотделимо от семьи, культуры, от культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни человека.
Ведущая роль в формировании личности граждан России отводится школе. Именно школа призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности школьников, именно в школе должно быть положено начало не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни ребенка. Научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья правильно относиться ко всем жизненным испытаниям одно из приоритетных направлений педагогов коррекционной школы.
Нравственное воспитание школьников с нарушением интеллекта – это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек нравственного поведения. Специальная школа наряду с общими задачами нравственного воспитания призваны выполнять и особые задачи по коррекции и компенсации вторичных отклонений, встречающихся в развитии личности детей с нарушением интеллекта.
Необходимость сохранения жизни и здоровья детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях.
Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Воспитать нравственного человека - сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники и всё общество в целом.
Исходя из современных требований, основными целями курса ОБЖ являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Предмет ОБЖ учит предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их. При этом нужно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности, чтобы уметь противостоять опасностям.
Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.
На уроках ОБЖ постоянно происходит духовно-нравственное воспитание учащихся:
- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение отечеству;
- социальная солидарность - справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность - долг перед Отечеством, гражданское общество;
- семья - любовь и верность, забота, помощь.
При подготовке к урокам ОБЖ мною подбирается фото и видео материал, использование которого в ходе занятий не может оставить учащихся без внимания. Как правило, он несет в себе национальный воспитательный идеал. В ходе его доведения учащиеся проникаются чувством гордости за свою Родину, ее Вооруженные силы, проникаются ответственностью за настоящее и будущее своей страны, познают духовные и нравственные традиции своего народа.
На уроках использую коллективные, групповые и индивидуальные формы деятельности учащихся (практикумы), информационно – коммуникационные технологии через использование тематических презентаций, обсуждения. К общим вопросам обсуждения относятся такие, как "Безопасность и опасность", "Свобода и долг", "Цена и ценность" и т. д. Но предметом разговора может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе, классе. Например, "Конфликт в классе", "Нужна ли самодисциплина человеку", "Безобидна ли шалость с огнем".
Применяю разнообразные методы такие как, систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, уделяя внимание индивидуальным способностям детей. А также ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, "перенося" их на себя.
В результате проводимых мною уроков и внеклассных мероприятий по ОБЖ у школьников с нарушением интеллекта складывается правильный подход к личной и коллективной безопасности, формируются нравственные качества, понятия, убеждения, воспитываются общественные мотивы поведения, правильное отношение к труду, к людям, к своим обязанностям.
Таким образом, на основе нравственного воспитания осуществляется воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у детей с нарушением интеллекта.
Warning: No images in specified directory. Please check the directory!
Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images/stories/2018/03/vlasov